9 Подмосковных вокзалов

Category: Город 16 0

Театр начинается с вешалки, а путешествие – с вокзала. Приезжая в Подмосковье, задержитесь на несколько минут в здании вокзала. Во многих городах они сами по себе являются туристическими достопримечательностями. На стенах старинных зданий размещаются памятные доски о визитах великих людей, а вокруг кипит привокзальная жизнь.

1. Вокзал на станции Подольск

Бревенчатое здание городского вокзала в 1889 году было перестроено в каменное (на фото внизу) и долго оставалось единственной местной достопримечательностью, достойной внимания проезжающих купцов. И сегодня вокзал с привокзальной площадью – визитная карточка города. Отсюда удобно добраться в любой уголок Подольска и окрестностей, пользуясь многочисленными рейсами разнообразного городского транспорта. На площади стоит оптимистичная скульптура «Подольск – город рабочего класса», которая приветствует гостей города, выходящих в сторону центра. В нескольких минутах пешего хода от вокзала расположен Екатерининский сквер.

Здесь можно прогуляться по благоустроенной аллее в тени раскидистых деревьев, посидеть на лавочках и сфотографироваться у памятника императрице Екатерине II, некогда подписавшей указ о присвоении селу Подол статуса города.

Во всех вокзалах обязательно был буфет, и даже когда поезда и автобусы ходили редко, посетители заходили перекусить и выпить кружку пива или лимонада, съесть пирожок и котлету с хлебом.

2. Вокзал в Павловском Посаде

Здание павловопосадского вокзала было построено к пуску первого отрезка Московско-Нижегородской железной дороги в 1861 году. Оно сохранилось в первозданном виде, хотя его внутренняя планировка не раз менялась. Уже в те времена вокзал был одной из главных достопримечательностей Посада. Внутри кроме обязательных служб располагалось несколько залов ожидания – первого, второго и третьего классов. В зале первого класса благородная публика сидела на скамеечках в ожидании поезда, кушала в буфете котлетки и осетрину… До 1920-х гг. при станции была даже своя деревянная двухкупольная Никольская церковь, которую позднее приспособили под клуб железнодорожников и их общежитие, а потом снесли совсем.

«Станция Павлово! Поезд стоит 12 минут… Буфет…» — выкрикивает кондуктор. Буфет 3-го класса представлял собой настоящий кабак откупных времен. Шло обычное сокрушение казённых «мерзавчиков». Направо у входа расположена божница в виде иконостаса с иконами, сооруженными железнодорожными служащими по различным случаям. Два-три пассажира ставят свечки и кладут поклоны, чтобы благополучно доехать и избежать всех зол костоломки, но большинство неистово ломится к жертвеннику Бахуса и требует рюмочек и цельных «мерзавчиков». Молодчики буфетчика Кособокова не успевают удовлетворять всех назойливых требований публики, нахлынувшей сюда с ближайших фабрик Лабзина-Грязнова, Абрамова и др.

«Богородская речь» за 1911 год (№9 от 3 апреля)

16 мая 1913 года мимо станции «Павлово» проезжал по дороге на ярмарку в Нижний Новгород Государь-император Николай II. С этой станции павловопосадские парни и девчата отправлялись на фронт. Об их подвиге сегодня напоминает памятник Неизвестному солдату и вечный огонь в сквере у Привокзальной площади.

Сейчас у вокзала – цветники в стиле павловопосадских платков. Главным цветком, как на платках, так и в цветочном арт-объекте является роза.

3. Станция Шаховская

Вокзальных зданий за всю историю станции в Шаховской было четыре. Первое было построено в 1901 году и было деревянным. Тогда никакого поселка в этих местах еще не было, а новая станция получила название в честь известной благотворительницы, княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Отсюда потом и стала прирастать жизнь. Через три десятка лет здание обветшало, и в 1930-е годы было решено построить новое, кирпичное, очень похожее на современное – так вспоминают старожилы. Оно было разрушено в 1942 году при отступлении фашистов, после чего под вокзал приспособили соседний деревянный барак, в котором потом поселились рабочие железной дороги.

Нынешнее здание железнодорожного вокзала – четвертое по счету. Оно ведёт свою историю с 1950 года. Построили его по типовому проекту, вокзал-близнец, только чуть меньше размером, стоит на станции Бухолово.

4. Железнодорожный вокзал на станции Луховицы

Он является ярким образцом железнодорожной архитектуры конца XIX — начала XXвеков. По своему архитектурному стилю вокзал в Луховицах напоминает старый Рязанский вокзал в Москве, который существовал на месте нынешнего Казанского. Такой же стиль внешней отделки имели, например, здания вокзалов на станциях Голутвин и Рязань-I. На железнодорожных просторах можно и в наши дни найти еще несколько станций, архитектурно похожих на луховицкую (например, станция Арзамас).

Кроме того, вокзал в Луховицах является свидетелем многих интересных событий, видел многих известных людей.

20 июля 1877 года тут три часа «гостил» в ожидании поезда на Зарайск Федор Михайлович Достоевский. Об этом рассказывает мемориальная доска, установленная в 2018 году на здании вокзала. Еще одна доска свидетельствует о посещении станции Луховицы императором Николаем-II21 июля 1903 года. Существует легенда, что император, умилившись теплой встречей, которую ему устроили местные жители, повелел построить на станции Луховицы новый вокзал – хотя документальные и иные письменные свидетельства этому не имеются. На третьей мемориальной доске запечатлено свидетельство о посещении станции Луховицы Паустовским 24 августа 1916 года. Луховицкий вокзал видел также писателя Куприна, который обмерял леса в округе, скульптора с мировой известностью Голубкину (уроженку Зарайска) и многих других – может, и самого Есенина.

5. Вокзал в Мытищах

История вокзала города Мытищи берет начало от изыскательских работ по устройству железной дороги от Москвы до Троице-Сергиева Посада. Движение по участку от Москвы до Посада было открыто 18 августа 1862 года, а самое раннее фото вокзала относится к началу ХХ века. Характерная примета тех далеких лет: при крупных вокзалах строили двойной транспортный заход на посадочный перрон. Дошедшее до наших дней здание самого вокзала сооружено в 1902 году по проекту архитектора Л.Н. Кекушева. Оно представляет собой двухэтажный куб с восточным и западным флигелями. В 1950-х годах вход в зал ожидания вокзала был с западной стороны. Двухтамбурная система входных дверей с дровяными печами сохраняли тепло зимой, а всего печей было 12.

В зале ожидания касс не было, размещались только скамьи для пассажиров. Пройдя по коридору насквозь, можно было попасть в вокзальный буфет, а также выйти на противоположную сторону – к железнодорожному переходному мосту.

В переходе на уровне второго этажа висел ажурный мостик, соединявший контору начальника вокзала, телеграфную станцию, комнаты технического персонала и дежурных по вокзалу и перрону. Сейчас благоустройство вокзала – вполне современное, а внешне он остался таким же, как и в старину.

6. Зарайский вокзал

Железная дорога Москва-Рязань, построенная в 1864 году, прошла через соседние Луховицы. В железнодорожном транспорте были сильно заинтересованы купцы уездного Зарайска, который магистральная железная дорога обошла стороной. Они настоятельно просили не обделить город, и в 1870 году сюда дошла 20-километровая ветка. С 1870 по 1969 год на зарайский железнодорожный вокзал прибывали пассажирские поезда. Сейчас по ветке Луховицы-Зарайск ходят лишь грузовые составы. В 2017 году на бывшей станции установили памятный знак в честь 140-летия прибытия на нее Ф.М. Достоевского. В конце жизни писатель ехал через Зарайск в имение Даровое посетить места своего детства и поклониться могиле отца. Это событие произошло 20 июля 1877 года.

Вокзал Зарайска также попал в кадр знаменитого фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года (на фото вверху). Здесь показан старый вокзал, который располагался справа от сегодняшнего, и который в советское время, к сожалению, снесли.

7. Вокзал города Ногинск

Построенная в 1860-е годы железная дорога Москва-Владимир-Нижний Новгород оставили промышленный город Богородск (ныне Ногинск) в стороне от «магистрального пути прогресса». Станция «Богородск» (ныне «Фрязево»), находилась за 15 вёрст от города. В 1885 году городские мануфактуры наконец получили железнодорожное сообщение со всей страной. Железнодорожное полотно протянулось до правого берега Клязьмы, конечный железнодорожный пост был назван «Захаровым» в честь основателя Богородско-Глуховской мануфактуры Захара Саввича Морозова.

Рядом с вокзалом в шаговой доступности находятся площадь Победы и Фонтанный комплекс, местный «Арбат» — ул. 3-го Интернационала, сквер Бугрова и стела к 225-летию образования города Богородска, Ногинский музейно-выставочный центр, Богоявленский собор и памятник патриарху Всея Руси Пимену, пешеходный мост через Клязьму или Мост Влюбленных.

8. Дмитровский вокзал

Историческое здание вокзала построено в конце XIX века и сохранилось до наших дней. В 1956 году в Дмитров прибыл первый электропоезд из Москвы. Менялась дорога, подвижной состав, а железнодорожный вокзал стоит на своем месте. При выходе из вокзала вы заметите памятную доску, которая увековечила подвиг экипажа бронепоезда №73 войск НКВД, не пропустившего врага в Дмитров в ноябре 1941-го. Также вокзал неоднократно становился съемочной площадкой для сериалов и фильмов. На вокзале есть стойка Туристско-информационного центра, которая ежедневно пополняется картами города, буклетами с необходимой информацией для туристов и гостей города. Напротив здания знаменитая городская достопримечательность – водонапорная башня.

Яркий цвет дмитровского вокзала мотивирует к путешествиям!

Уже в пути уже можно воспользоваться авторским аудиогидом до Дмитрова, созданным Ольгой Яковиной – профессиональным журналистом, бывшим главным редактором журнала National Geographic Traveler.

Рядом с вокзалом есть симпатичный скверик с лавочками. Если захочется отдохнуть, в пяти минутах от вокзала расположен парк «Березовая роща» с каскадом фонтанов, парком аттракционов и уютными скамейками. Наевшись мороженого и насмотревшись на красоту искрящихся на солнце фонтанов, задержитесь в Дмитрове еще на время – или оставайтесь навсегда.

9. Первоклассный железнодорожный вокзал в Клину

Он был построен 1844-1851 гг. и одним из первых в России обрел надземный мост через железнодорожные пути. Было это в начале ХХ века. Интересна история постройки клинского железнодорожного вокзала. Для Клина, Любани. Акуловки и Спирова были спроектированы вокзалы II класса. Этой работой занимался академик архитектуры Желязевич, а непосредственно строительством клинского вокзала занимался воспитанник института корпуса инженеров путей сообщения Кирхнер.

Он перепутал чертежи, и в уездном Клину был построен вокзал первого класса, в точности похожий на здание в губернской Твери.

 

Стоит посмотреть

Добавить комментарий