Интересные факты о скульптуре «Рабочий и колхозница».

Город

Легендарный монумент скульптора Веры Мухиной на ВДНХ — схватившиеся за серп и молот, устремленные вперед в выпаде мускулистый мужчина и спортивного вида женщина — был создан в 1937 году. «Рабочий и колхозница» стали символом не только заставки «Мосфильма», но и всего советского времени.

Скульптуру из хромникелевой стали готовила целая группа мастеров. В рекордные три месяца работу завершили, после чего представили на Всемирной выставке в Париже и собрали кучу призов.

Общая концепция советского павильона принадлежит архитектору Борису Иофану. Он же выдвинул базовые требования к скульптурной группе: легкость конструкции, поднятые серп и молот, ощущение движения «вперед и вверх», композиционное единство с «постаментом». Эскизы Мухиной объединили в себе все перечисленное, что позволило «Рабочему и колхознице» победить в закрытом конкурсе, обойдя проекты других скульпторов.

Исаак Эйгель, секретарь и помощник Иофана, в своих воспоминаниях подчеркивает, что на создание парной композиции архитектора вдохновила античная статуя «Тираноборцы», один из символов афинской демократии, созданный греческими скульпторами Критием и Несиотом еще в V веке до н. э. Что касается символики «Рабочего и колхозницы», то она вполне предсказуема и отвечает духу времени: единство рабочего класса и колхозного крестьянства.

Сначала для фигуры рабочего скульптору позировал бывший артист балета Игорь Басенко. Но с него лепили только тело. Лицо требовалось «пролетарское». Мухина нашла будущих натурщиков на репетиции физкультпарада в парке Горького. Строитель Сергей Каснер ехал на высоком постаменте с серпом и молотом в руках. Ему помогала симпатичная откатчица Метростроя Зоя Мухина (однофамилица скульптора). С них и были списаны символы эпохи.

Изначально скульптура планировалась обнаженной, и шарф, который держит колхозница, был введен в композицию в качестве «прикрывающей» драпировки. На финальных стадиях согласования проекта «Рабочего и колхозницу» все же одели, но шарф остался, что вызвало немало споров. Так, вопрос о его целесообразности Мухиной задал Вячеслав Молотов, прибывший на просмотр конкурсных работ. Скульптор ответила, что материал нужен для баланса, подразумевая композиционную целостность монумента, но председатель Совета народных комиссаров СССР воспринял ее слова буквально, решив, что «ткань» в прямом смысле уравновешивает «Рабочего и колхозницу». И — одобрил итоговый вариант.

Не все знают, что на официальной эмблеме «Мосфильма» (утвержденной еще в 1948 году) изображены не оригинальные «Рабочий и колхозница», а их глиняная копия, изготовленная Мухиной специально по заказу киностудии. Объяснение довольно простое: из-за внушительных размеров «оригинала» при съемке под углом его пропорции искажались. Создание «компактной» версии скульптуры решило эту проблему.

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий