Киевский вокзал: дебаркадер Шухова и закрытая смотровая Москвы

Город

Киевский вокзал, который в 2018 году отметит столетие – последний вокзал царской России – когда-то был самым ужасным вокзалом Москвы, а сегодня является объектом культуры федерального значения. Корреспондент РИАМО вместе с проектом «Москва глазами инженера» прогулялся по закрытой галерее и поднялся на башню с часами, откуда открывается необычный вид на Москву.

Киевский (Брянский) вокзал – почти ровесник революции 1917 года и последний вокзал, построенный в царской России.

Это единственный вокзал в Москве, расположенный рядом с рекой, отсюда грузы было удобно переправлять дальше по воде. Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги занималось в основном грузоперевозками.

Первое здание вокзала, построенное в 1899 году, было одноэтажным и не имело ничего общего с нынешним, его довольно быстро решили перестроить.

В прессе того времени писали, что трудно найти более антисанитарный и зловонный вокзал, где с пассажирами постоянно случались обмороки, и не было даже электрического освещения, рассказывают на экскурсии.

В 1912 году было принято решение реконструировать вокзал в честь 100-летия Бородинского сражения. Конструктором нового здания стал известный инженер Владимир Шухов, а архитекторами – автор Центрального телеграфа в Москве Иван Рерберг и создатель гостиницы «Украина» Вячеслав Олтаржевский.

Первый поезд с обновленного вокзала ушел 18 февраля 1918 года.

Стиль нового здания – неоклассика с отсылкой в ампир. Два главных портала (входа) Киевского вокзала напоминают триумфальные арки с колоннами – это символы победы в войне 1812 года.

Арки-входы (один – для пассажиров 3-4 класса, другой – для 1-2 класса) украшают скульптуры авторства Сергея Алешина, а также чугунные барельефы с изображением героев, которые перемещаются в разных средах: по земле, воздуху, по воде и под землей. Это тематика путешествий. Скульптуры сделаны из железобетона – нового материала 20 века.

Между барельефами находятся необычные мозаики Бориса Ланге. На одной из них изображен Георгий Победоносец – небесный покровитель Москвы, на другой – Михаил Архангел, покровитель Киева. Сверху порталы венчают купола овальной формы.

По задумке архитектор Рерберга, для пассажиров 1-2 класса был предусмотрен отдельный вход и зал ожидания с рестораном. Сегодня это зал ожидания аэроэкспрессов в аэропорт «Внуково».
Зал для пассажиров 3-4 класса был больше по площади и проще по условиям – здесь стояло что-то вроде ретро-версии кулера, в котором можно было взять кипяток и холодную воду.

Центральная часть вокзала должна была служить как багажное отделение. Предполагалось, что пассажиры будут входить в здание вокзала, сдавать сюда багаж и двигаться дальше, кто в ресторан с белыми скатертями, а кто за простым кипятком.

А вот галерея в центральной части изначально не имела никакого определенного функционала и лишь отвечала архитектурному стилю, в советский период она использовалась как комната матери и ребенка, а сейчас никак не задействуется, здесь возможно размещение коммерческих объектов.

Уже после Великой Отечественной войны в залах вокзала появились барельефы с символикой советской эпохи. Во время ВОВ ни один снаряд в вокзал не попал. В ходе реставрации 2016 года вокзалу был возвращен исторический облик.

Дебаркадер – арочная конструкция в зоне прибытия поездов – был высокотехнологичным сооружением для своего времени, которая фиксировала деформацию при неравномерных нагрузках. Тогда эти конструкции держались на клепках, позже они были заменены и сварены, за исключением 4 арок, которые сохранили как памятник архитектуры и инженерии.

Многие конструкции вокзала до сих пор не нуждаются в реставрации, хотя им уже по 100 лет. Это вызывает восхищение работой инженеров.

Механические часы на башне Киевского вокзала были установлены в последние месяцы 1917 года и, спустя век, до сих пор заводятся вручную. Подобных часов в Москве еще двое: на Спасской башне Кремля и Центральном телеграфе.

Вес часов – 120 килограмм, диаметр циферблата – 3 метра, длина большой стрелки 1,7 метра. Циферблат выполнен из особого молочного стекла, вечером здесь включается подсветка.

Заводить механизм необходимо раз в три дня, иногда чаще. Обслуживанием часов занимаются специально обученные специалисты – часовники.

Сам механизм часов помещен в специальном домике, который защищает его от повреждений, грязи и птиц. При этом часовая башня не отапливается.

С часовой башни вокзала открывается панорамный вид на знакомые всем места Москвы, но с необычного ракурса.

Источник: riamo.ru

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий