Памятники, которые переехали…

Category: Ретро 15 0

1. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

Картинки по запросу 1. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому Память Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, предводителей народного ополчения, почтили установлением скульптуры на Красной площади в Москве в 1818 году. Мы привыкли видеть ее перед Собором Василия Блаженного, однако не все знают, что сначала монумент работы Ивана Мартоса стоял напротив входа в Верхние торговые ряды (позже переименованы в ГУМ). Монумент передвинули на его нынешнее место в 1931 году, чтобы не мешать проведению военных парадов. Первый московский памятник изначально хотели установить у Тверских ворот (современная Пушкинская площадь, где сейчас стоит памятник Пушкину), но Мартос настоял на том, чтобы его работа украшала именно Красную площадь. Памятник специально поставили лицом к Кремлю: Кузьма Минин обращается к раненому Дмитрию Пожарскому и указывает рукой на Кремль, призывая выгнать захватчиков, расположившихся за крепостными стенами. После переноса скульптуры к храму географическая привязка была потеряна, теперь Минин обращает взор князя в сторону Тверской улицы.

2. Памятник Николаю Гоголю

Картинки по запросу 2. Памятник Николаю Гоголю москва
В Москве сложилась уникальная ситуация: два памятника одному и тому же человеку находятся на расстоянии несколько сотен метров друг от друга.
Памятник Николаю Васильевичу Гоголю установлен на Пречистенском бульваре (позже переименован в Гоголевский бульвар) в 1909 году в честь столетия со дня рождения писателя. Скульптор Николай Андреев сделал великолепную работу, удивительно проникновенно изобразив Гоголя в минуты тяжелых раздумий и переживаний. «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!» — вспоминал художник Илья Репин. На открытии памятника, когда с него сняли перевязочные ленты, люди, в огромном количестве пришедшие на бульвар, некоторое время не могли произнести ни слова. Их ожидания не оправдались: вместо веселого писателя-обличителя на них взирал убитый горем и скорбью человек. Печальный Гоголь не вписывался в советскую идеологию, поэтому в 1951 году памятник перенесли на территорию Донского монастыря, а в 1959 году — во двор дома, где жил писатель (Никитский бульвар, 7А); именно там он сжег второй том «Мертвых душ», может быть, пребывая в таком же настроении, в каком отобразил его Андреев. На место передвинутого памятника в 1952 году поставили радостного Гоголя авторства Николая Томского. Говорят, что скульптурой Андреева был недоволен лично Сталин, часто смотревший на нее, следуя на дачу в Кунцево.
Позже Томский признавался, что считает своей самой неудачной работой памятник именно Николаю Васильевичу Гоголю. По его словам, скульптура готовилась в условиях чрезвычайной спешки, нужно было успеть к юбилею со дня смерти писателя.

3. Памятник Александру Пушкину

Картинки по запросу 3. Памятник Александру Пушкину москва
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину — еще одна переехавшая скульптура на Бульварном кольце Москвы — установлен на пожертвования 6 июня 1880 года в начале Тверского бульвара. На открытии присутствовали известные литераторы — Федор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Островский, Аполлон Майков. Через два дня во время торжеств в честь поэта Достоевский на заседании Общества любителей российской словесности скажет ставшую знаменитой Пушкинскую речь.
Скульптор Александр Опекушин изобразил поэта прогуливающимся по бульвару: голова чуть наклонена, рука за спиной, задумчивый вид.
В 1950 памятник перенесли на противоположную сторону улицы Горького (позже переименована в Тверскую) и развернули на 180 градусов. Для этого монумент поместили на рельсы, на перевозку потребовалось несколько часов. Если раньше скульптура стояла немного в стороне от людей, то теперь она занимала почетное место в середине площади. Прежде на новом месте скульптуры располагался Страстной монастырь, снесенный в 1937 году ради расширения проезда улицы.

4. Памятник Федору Достоевскому

Картинки по запросу 4. Памятник Федору Достоевскому москва
В советские времена памятник еще одному писателю сменил прописку. Скульптура Федора Михайловича Достоевского авторства Сергея Меркурова была установлена в сквере на Цветном бульваре в 1918 году. Монумент из шведского гранита был готов еще до революции по заказу мецената Николая Шахова, хранился в мастерской. Его звездный час пришел, когда стал реализовываться ленинский план монументальной пропаганды. Сразу две работы Меркурова разместили на Цветном бульваре — кроме памятника Достоевскому, там появилась скульптура «Мысль» (сейчас установлена на могиле Меркурова на Новодевичьем кладбище). Место выбрали не случайно, мастерская Меркурова находилась рядом с Цветным бульваром, что значительно упрощало логистику памятников — наблюдался дефицит необходимого оборудования для дальней перевозки таких громоздких скульптур.
Скульптор взял за основу для памятника образ «русского Пьеро» Александра Николаевича Вертинского, подолгу позировавшего ради общего дела. Меркуров вспоминал, что ему нравилось работать с Вертинским, который показал себя как «отличный натурщик»: «Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!»
В 1936 при прокладке по Цветному бульвару трамвайных путей памятник Достоевскому переехал на улицу Старая Божедомка (сейчас улица Достоевского), во двор Мариинской больницы, во флигеле которой родился и провел часть детства Федор Достоевский.
В 1956 году у памятника, 20 лет стоявшего на земле, появился постамент работы архитектора Исидора Француза, одного из авторов трибун на Красной площади.

5. Памятник Ивану Федорову

Картинки по запросу 5. Памятник Ивану Федорову москва
Памятник дьякону Ивану Федорову, выпустившему в 1564 году первую в России печатную книгу (она называлась «Деяния и послания святых Апостолов» или просто «Апостол»), появился в Москве в 1909 году. С инициативой увековечить память первого книгопечатника выступило Московское археологическое общество, открывшее подписку по сбору денег. Когда необходимые средства были собраны, для определения автора будущей работы собралась комиссия, не сумевшая назвать победителя с первого раза. Во второй раз в рабочей группе участвовали историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов. Со второй попытки победители были определены: ими стали скульптор Сергей Волнухин и архитектор Иван Машков.
Надо сказать, что Иван Федоров, несмотря на новаторство в производстве книг, был вынужден уехать из Москвы. Монахи-переписчики, ставшие меньше востребованы после появления книгопечатных станков, полагали, что за Федоровым стоит нечистая сила. Чем еще объяснить инновации в то время? В 1566 году типография сгорела, не исключено, что ее подожгли.
Скульптура Федорову появилась в 1909 году в Театральном проезде, за фасадом Государева печатного двора (сейчас Никольская, 15), построенного на месте сгоревшей федоровской печатни. Сначала была идея поставить памятник на Театральной площади, но власти отказали, не желая «нагромождать площадь сооружениями».
На следующий день после открытия возле памятника появился венок с надписью «Первому мученику русской печати». На передней части монумента указано место, в котором служил Федоров, и его сан: Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров. Под ней написана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 г. В центра пьедестала помещен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с изображением букв И и Ф. Между буквами находится символ в виде латинской S, над ней размещен наконечник стрелы. Специалисты считают, что это символ древнего изречения «Книги бо суть реки, напояющие вселенную мудростию» (книги — суть реки, наполняющие вселенную мудростью).
В 1934 году памятник передвинули чуть дальше от проезда, чтобы расширить дорогу.
В начале 1990-х его перенесли к гостинице «Метрополь» (Театральный проезд, 2), чтобы построить торговый центр «Наутилус», одно из самых ужасных зданий в нашем городе.

Стоит посмотреть

Добавить комментарий