300 граммов «Воли», а «Реформы» не надо

Афиша

Первые конфетные фантики были посвящены отмене крепостного права

Киндер-сюрприз придумали в России на фабрике крупнейшего шоколадного короля Алексея Абрикосова (сегодня это фабрика «Бабаевская»), но находку не запатентовали и теперь мы едим шоколадные яйца преимущественно импортного производства. Фантик, в который обернут киндер, не идет ни в какое сравнение с этикетками конфет, которые выпускались в России в прошлые века. Тогда этикетка превратилась в искусство.

Век конфетных фантиков короток. Свою жизнь они заканчивают в мусорном ведре. Только не те, которые представили на выставке «Кондитерский пиар или история XX века в фантиках» в музее-усадьбе «Измайлово». Шоколадная обертка появилась сравнительно недавно — в середине XIX века. В прошлом и позапрошлом веках она была орудием пиара, рекламы, пропаганды, да и просто средством массовой информации. А сегодня это учебник, по которому интересно изучать историю.

Толстой и Гоголь на развес

Самые первые конфетные обертки были посвящены отмене крепостного права. Так появились конфеты «Воля» и «Реформа». В истории были конфеты с изображением Толстого, Гоголя, Наполеона, Маркса и Ленина, думских деятелей, царей. Так и приходили сладкоежки прошлого века в магазин и просили: «Мне полкило Маркса». Конфеты съедали, а обертки выбрасывали. Выбросить Ильича или царя было не зазорно. А теперь историки гадают, как вообще вся эта красота сохранилась, ведь до 2000-х годов фантики толком не изучали и не коллекционировали.

Барышни Козьмы Крючкова

На шоколадных обертках появлялись и народные герои. Не успела на прилавках появиться конфета с изображением Козьмы Крючкова, героя Первой мировой войны, как к нему, раненому и лежащему в госпитале, начали выстраиваться очереди из хорошеньких питерских барышень, чтобы взять автограф или сделать снимок на память. Крючков в бою получил 16 штыковых ранений, попал в окружение, но сумел положить всех врагов и выйти победителем. О нем слагали легенды, да такие, что в какой-то момент начало казаться, что такого человека и вовсе не существовало. Но история утверждает обратное: такой герой был и погиб он в Гражданскую.

Коробочка-взятка

Коррупция родилась прежде конфет, но с их появлением обрела изящную форму. Вместительная деревянная коробка с резьбой изготавливалась в Сергиевом Посаде вручную. Помимо конфет в нее подкладывали пару тысяч рублей и свою визитку. Более скромные или менее состоятельные просители оставляли вместо денег открытку с видами Москвы или Санкт-Петербурга (картинку мог создать известный художник-Иван Билибин, Константин Сомов, Виктор Васнецов), предварительно написав на обороте суть своего прошения. Эти коробки создавались в промышленных масштабах. Говорят, что ими не раз пользовался и сам Абрикосов.

В хозяйстве пригодится

Коробок — металлических, деревянных, картонных — сохранилось гораздо больше, чем этикеток. У них было утилитарное предназначение. Когда карамель была съедена, в коробку клали принадлежности для шитья. А были и специальные коробки для карт. Но сначала там тоже были конфеты. Внутри коробка делилась на три части — для 52 карт, а на крышке давалось описание правил игры в «Винт». Чтобы нескучно было пить чай, в коробки клали настольные игры, рецепты, схемы для вышиваний.

Вкус детства

Конфетные этикетки просто созданы для того, чтобы разоблачать мифы. Самое любимое наше печенье «Юбилейное», как нам кажется, было создано к юбилею вождя или революции, но это миф. История этого печенья началась в 1913 году, выпустили его к 300-летию Дома Романовых фабрикой «А.Сиу и Ко», которая до наших дней не дожила. Кондитер Адольф Сиу впервые добавил в печенье кукурузную муку, что было революционным прорывом по тем временам, назвал его бисквитом и запаковал в огромные красные коробки. Печенье преподнесли правящей династии. Говорят, оно так понравилось «наверху», что фабрика получила звание поставщика Двора его Императорского Величества. Через четыре года большевики присвоят себе фабрику, рецепт и название. Печенье сохранилось на прилавках и столах и в наши дни, только вкус его двадцать лет назад был безнадежно утрачен.

Соха и трактор

В 1920 — 1930-е годы кондитерская упаковка — самое многотиражное средство коммуникации. Конфетная пропаганда становилась более агрессивной. Не гнушались созданием этикеток Владимир Маяковский и Александр Родченко. Так появилась карамель «Наша индустрия» с призывами: «Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору. Не перевернуть земли сухой доисторической сохой». «Пароход хорош идет к берегу. Покорит наша рожь всю Америку».

Что почем?

Цена конфетной этикетки у коллекционеров доходит до 2000 рублей. Многое зависит от того, у кого этот фантик был в коллекции — вдруг с ним связана какая-то красивая легенда. Старинный рекламный вкладыш в конфетную коробку рижской фабрики L.Grunwald начала прошлого века будет стоить 2000 рублей. Коробки стоят заметно дороже. Например, коробка конфетная «Сливочный ирис» ленинградской фабрики им. Микояна 1949 года продается на интернет-аукционах за 4900 рублей.

Источник: https://rg.ru

 

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий