Аэросани в Сокольниках

Ретро

Представляем вашему вниманию любопытную фотографию, снятую зимой 1925-1935-х годов. На ней изображены аэросани, в которых сидят люди, а также толпа зрителей вокруг. Предположительно, снимок сделан со стороны Арки Главного входа в парк, поскольку слева можно увидеть трамвай. Сегодня фасады зданий на Сокольнической площади радикально изменились. Постройки, которые запечатлела фотокамера, уже не сохранились.

Большой интерес представляют собой аэросани, расположенные на первом плане фотографии. Идея наземного транспортного средства передвижения по снегу и льду в уголки страны, куда сложно добраться зимой, привлекала конструкторов. Первые в России аэросани построили на московской фабрике «Дукс» в 1908 году. Тогда их называли «лыжный автомобиль». Позднее, в 1915-1916 годах аэросани собирали на автомобильном заводе Всероссийского земского союза. Вездеход с мотором оказался незаменимым во время военных действий в Первой Мировой войне. На аэросанях перевозили боеприпасы и раненных, патрулировали границу. В мирное время на таком необычном транспортном средстве перевозили почту. *

В 1919 году Совет Труда и Обороны принял решение организовать серийное производство аэросаней для нужд Красной Армии. Этим проектом руководил Центральный аэрогидродинамический институт по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Также разработкой новых моделей занимались конструкторы-любители, используя старые моторы и подручные средства.

Мы попытались установить сходство с моделями 1920-1930 годов, и пришли к выводу, что сани с фотографии очень похожи на модель НРБ-V 1927 года. Первая модель серии НРБ была построена под руководством Н.Р. Бриллинга в 1922 году. Сани этого выпуска чаще всего участвовали в пробегах. Возможно, фотография сделанная у парка «Сокольники» запечатлела один из таких пробегов.

* использованы материалы статьи А.В. Филимонова «Аэросани бегут сами…», журнал Псков №47, 2017 г.

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий