Доходный дом Кальмеера, роскошное здание, созданное в 1914 году архитектором Дубовским

Город

Удивительная судьба этого дома.

Знакомимся: Поварская, 20, доходный дом Кальмеера, роскошное здание, созданное в 1914 году архитектором Дубовским .

Не пробегайте мимо – в нем , почти нетронутая временем , сохранилась роскошная парадная ( есть и уцелевшие интерьеры квартир, но там – частная территория).
Автор потрясающих росписей – художник Игнатий Нивинский.

Удивительная судьба этого дома . Его заказчик – адвокат и общественный деятель Иосиф Кальмеер мечтал создать не просто Дом, а Дом Искусства . Чтобы в нем жили художники и поэты , музы и писатели .

Но только достроили – Первая Мировая война , а следом и революция. Хозяин был арестован , и вскоре расстрелян большевиками .

Дом – национализирован. Стала никому не нужна удивительная роскошь огромных квартир .
Ведь они были здесь по 300 метров . В каждой- расписные потолки , колонны …

Все это превратилось в коммуналки, росписи закрашивали, лепнину сбивали – уцелело не многое , но роскошная парадная сохранила свою красоту .

И, удивительный поворот, в это время сбывается мечта уже давно расстрелянного хозяина, о Доме Искусств .
В мансарде уже более 40 лет располагается творческая мастерская
художника Бориса Мессерера.

Он – знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, соавтор многих постановок Большого театра , МХАТа, Театра Сатиры, Современника …

Его мастерская становится настоящим центром притяжения для творческой интеллигенции. Здесь часто бывали Высоцкий и Окуджава, Вознесенский и Майя Плисецкая, Родион Щедрин и многие другие.
По этой парадной в гости к художнику проходили Федерико Феллини и Тонино Гуэрра

В суете дней не пробегайте мимо .
Полюбуйтесь наружным декором знаменитого дома , а если повезёт, – заглядывайте в восхитительную парадную , которая помнит столь многих.

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Вестибюль войдешь, наша коммуналка чуть по лестнице и прямо дверь.

    Ответить
  2. Геннадий

    В вестибюле, дверь нашей коммуналки, ещё там жил художник Бисти, иллюстрировал шикарное издание «Слово о полку Игореве», я её купил, отловил его и взял автограф
    «Что написать?»
    Напишите, «Сосед — соседу,» что он и сделал.
    Ещё жил, то же в коммуналке, актёр Кайтановский, играл белогвардейцев, противный тип, на него жаловался друг сына
    Бестужева, вела на ТВ» Время», новости «Культура».
    В полуподвале располагался театр, опального режиссёра А. Васильева, спектакль «Серцо»?
    Да, жёна Мессерера Белла Ахмадулина, их часто видел, а всех перечисленных может и видел.
    С помпой, с экскортом ментов на мотоциклах штук десять, приезжал Президент Эфиопии Менгисто Хайле Мариа, так, кажется, его зовут, не хочу проверять.
    Как это было, смех, КГБ, в вестибюле и т д, лень писать, устал.

    Ответить
    1. Марианна

      А мы жили в квартире № 1 на шестом этаже, которая раньше принадлежала владельцу дома. Над нами были уже мастерские художников. Театр в полуподвале появился году в 1985-86, а перед этим там была бухгалтерия, до этого прачечная, а совсем давно мастерские Театра Моссовета. Кайдановского помню, он жил этажом ниже. В одной квартире с нами жила семья Пятигорских — среди них было много известных музыкантов, но я уже застала только их сестру, сами музыканты к тому времени давно эмигрировали. Еще с нами жили: семья вора в законе, бывшей «волчицы» (надсмотрщицы в женской тюрьме), раскулаченные крестьяне и их потомки и дожившая почти до ста лет дочь фрейлины императрицы Александры Федоровны и архитектора императорского дворца в Ливадии. В доме был устроен самый первый в Москве лифт. Поэтому хозяин здания, наслаждаясь ездой на лифте, жил на самом верхнем, шестом этаже, что и объясняет странную нумерацию квартир, которую проклинали почтальоны. Нумерация квартир с 1 по 12 шла по «целым» этажам сверху вниз, а с 13 по 26 – по «полуэтажам» снизу вверх. В результате всего этого у меня как у ребенка складывалась невероятная картина мира.

      Ответить