Французский писатель Теофиль Готье, посещавший в XIX веке Москву и Петербург, писал, что в России даже бедняки не жалеют дров и имеют привычку к бане. А что насчет чистоты улиц?
Добиться порядка на улицах не удавалось долго: столетиями иностранные гости писали, что в Москве можно застрять в грязи. Яков Рейтенфельс, курляндский дипломат, писал:
«Улицы мощены не камнем, а деревянными бревнами, которые постоянно плавают в грязи либо покрыты слоем пыли; гладкая дорога бывает только зимою, когда все покрывается снегом и льдом».
Но и местные были не рады такому положению дел, и в конце XVII века началось сооружение каменных мостовых.
Петр I практически создал ЖКХ в Москве: его указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицу и переулки» обязывал горожан заботиться о чистоте и порядке. За этим следили дворники и полиция. Наказ соблюдался исправно – испытывать крутой нрав государя никому не хотелось.
В середине XVIII века на улицах Москвы появились дворники, которых набирали из бывших военных. Мужчины в фартуке, с метлой, служебной бляхой и свистком вскоре стали привычным элементом городского пейзажа.
А во второй половине XIX века в Москве начали поливать улицы. Для этого на конные повозки устанавливали специальные деревянные бочки с водой. Но прогресс быстро шел вперед – в городе увеличивалось количество машин, а значит, и объем пыли. Технологии уборки улиц стали совершенствовать.
Городские службы попробовали убирать улицы из рукавов с использованием водопровода. Этот способ был куда лучше полива из бочек, но воды расходовалось вдвое больше. К тому же водопровод был далеко не везде – примерно в трети московских домовладений. А для повсеместной установки поливочных кранов требовались огромные средства.
В 1912 году провели опыт: на переделанный грузовик поставили цистерну объемом 400 ведер с аппаратом-разбрызгивателем. Эксперимент оказался удачным: автомобиль не затруднял уличное движение, а струю можно было регулировать в зависимости от ширины улицы.
В 1913 году Московская городская дума закупила три автомобиля-цистерны на 30 тысяч рублей (по 10 тысяч рублей каждая). Они работали даже во время Первой мировой войны.
А первые поливальные и подметальные машины отечественного производства появились в середине 1930-х годов. Они долгое время очищали улицы от пыли и помогали охлаждать дороги в жаркие дни.