Итальянские места в Москве

Город

Триумфальная арка

История так называемых «Ворот Победы» берет отсчет с 1814 года. За время существования этот памятник архитектуры несколько раз перестраивали и переносили с места на место. Сегодня его можно найти на площади Победы. Несмотря на постоянную смену дислокации, арка по традиции обращена фасадом к въезду в Москву. С высоты на въезжающие в столицу автомобили смотрит богиня Победы. Кстати, этот мифологический персонаж в 1834 году возмутил московского митрополита, и тот даже отказался освятить сооружение. То, что сейчас представляет из себя арка — плод трудов Осипа Бове и скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Главным архитектором этого объекта стал Бове. Его отец, неаполитанский художник Винченцо Бова, переехал с супругой в Россию за два года до рождения сына. И хотя Осип Иванович и родился в Петербурге, основы мастерства он перенял у отца. Поэтому и Триумфальная арка вышла богатой на итальянские мотивы. Каждая часть этого сооружения давно стала самостоятельным памятником. А имена авторов проекта Триумфальной арки можно найти на памятной доске под ее сводами.

Адрес: Кутузовский проспект

Большой театр

Один из самых великих и значительных в мире Большой театр ведёт свою историю с 1776 года. За время своего существования он пережил три пожара и одну бомбардировку. Так, в 1805 году здание театра сгорело, и новым проектом занялся российский архитектор с итальянскими корнями Карл Росси. В 1816 году руководство Москвы объявило конкурс на строительство нового здания с сохранением исторических стен. Свои варианты предлагали многие российские и зарубежные архитекторы, но они не подходили либо из-за дороговизны, либо из-за несоответствия окружающей застройке. В результате перестройку доверили уже знакомому нам Осипу Бове. Он сохранил основы композиции, но уменьшил высоту строения и внёс значительные правки в отделку. Исторические элементы оригинального здания театра так или иначе присутствуют в современном Большом. Сегодня этот многовековой гигант стоит в одном ряду со знаменитыми театральными площадками Италии и Англии, а для российских артистов выступление на его сцене считается своеобразным знаком качества. В Большом впервые показали «Лебединое озеро». Эта постановка так впечатлила известного голландского цветовода Дэвида Лефебера, что он вывел два новых сорта тюльпанов: один назвал по имени солистки «Галина Уланова», а второй получил имя «Большой театр». Уже несколько десятилетий эти цветы украшают клумбы на Театральной площади.

Адрес: Театральная пл., д. 1

Лефортовский дворец

В петровской России дарить щедрые подарки было делом привычным. Одно из доказательств этого — Лефортовский дворец, который Пётр I отдал своему соратнику Францу Лефорту. Хоть строительством дворца и занимался российский архитектор Дмитрий Аксамитов, Лефортовский — первая его попытка уйти от допетровских форм российской архитектуры, в которой он опирался на итальянское зодчество. Площадь одного только приёмного зала здесь превышала 300 квадратных метров, а вместить он мог единовременно полторы тысячи гостей. Соответствовал величию и интерьер: изящные шкафы, зелёная кожаная обивка на стенах, огромные кровати и многое другое сделало резиденцию самой красивой в Москве. Однако пристрастие к роскоши, пьянству и дебошам не позволило Лефорту вдоволь насладиться жизнью в этом особняке: за считанные годы он умер от алкоголизма, и Пётр I передарил здание Александру Меншикову. Впрочем, сподвижник Петра не захотел окончательно покидать стены эклектического дворца с высокими крышами и элементами западноевропейской архитектуры: поговаривают, его дух до сих пор обитает здесь и не даёт покоя современным обитателям.

Адрес: 2-я Бауманская улица

Дом князя Сергея Гагарина

Здание, где сейчас расположен Институт мировой литературы, может похвастаться уже трёхвековой историей. Изначально считалось, что автором этого объекта был Осип Бове, и только в 1975 году удалось выяснить, что подлинным архитектором главного дома Гагарина является итальянец Доменико Жилярди. Сам князь приобрёл владение и начал здесь строительство на заре XIX века. Постройка оказалась на удивление крупной для своего времени. Вместо привычной колоннады фасад здания украшают три арочные ниши на уровне второго этажа, орнаментальные вставки-горельефы с изображёнными на них орлами и лавровыми венками. Внутреннее убранство дворца также поражает роскошью: большой зал для танцев, ряд открытых гостиных и другие помещения украшены колоннами с богатой лепниной. Сегодня, конечно, здание несколько обрусело: с 1937 года здесь расположился Институт мировой литературы, а перед центральным входом поставили памятник Горькому.

Адрес: здание № 15/29 на углу улицы Петровки и Страстного бульвара

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Заметную часть Италии можно встретить на Малой Грузинской, где развернулся потрясающий по своему размаху костёл. В конец XIX века католические церкви Москвы не вмещали всех городских католиков, и общими усилиями за 12 лет построили этот собор, который до сегодняшнего дня остаётся самым большим в России. При разработке проекта архитектор Томаш Богданович-Дворжецкий вдохновлялся образами Миланского собора и церкви Святого Петра в Вестминстере. Одним из изначальных условий строительства было отсутствие башен и наружных изваяний. Однако проект утвердили, не обращая внимания на эти пункты. За время своего существования собор неоднократно закрывался, в нём располагалось общежитие, а после здесь и вовсе разместили сразу несколько организаций. Последнюю из них удалось выселить в 1996 году, а уже в 1999-м здание торжественно освятили, и окончательно вернули статус кафедрального собора.

Адрес: Малая Грузинская ул. 27/13

Московский университет на Моховой

Исторический корпус Московского университета прекрасно видно с Манежной площади. Восьмиколонный портик и невысокий купол над парадным залом — дело рук Матвея Казакова, который работал над проектом здания практически до конца XVIII века. Однако через 30 лет после сдачи объекта в Москву вошли французы, а в строении произошёл пожар. Восстановлением университета занялся уже известный московскому обществу Доменико Жилярди. Ему удалось реконструировать заведение, сохранив структуру старого здания. Но Жилярди не был бы архитектором, если бы не внёс небольшие правки. С его лёгкой руки на парадном фасаде появился дорический портик, а пространство над окнами украсили львиными масками. В советское время во фронтоне установили орден Ленина. Досталось и от бомбардировок. Но общего антуража отнять у него не удалось никому.

Адрес: Моховая ул., 11

Вдовий дом

Рядом со сталинскими высотками и вестибюлем станции «Баррикадная» расположилось ярко-жёлтое здание, где в своё время находилась летняя усадьба Апраксиных, одна из немногих, сохранившихся в пределах Москвы. В 1811 году его планировали отдать вдовам солдат, погибших на полях сражений, однако этим планам не удалось сбыться. Начавшаяся Отечественная война диктовала свои условия, и здесь расположился госпиталь для раненых, а вскоре сюда пришли французы и сожгли здание практически дотла — остались только стены. Его восстановлением в 1813 году занялся Иван Жилярди, а уже в 1818-м к нему присоединился сын, Доменико. Он значительно увеличил постройку отца и надстроил ещё один этаж. Также тут восстановили церковь, которая стала настолько популярной, что по праздникам вход в неё осуществлялся только по приглашениям. Со временем приход закрыли, и сегодня во Вдовьем доме расположен Институт усовершенствования врачей.

Адрес: Баррикадная улица, 2/1

Усадьба Салтыковых (Институт благородных девиц)

В 1777 году в «Московских известиях» появилось объявление о продаже оранжерейных деревьев и цветов, а вместе с ними — домашней утвари, имущества и всего остального. Это графский сын Алексей Салтыков продавал имение своего отца. По сходной цене в 25 тысяч рублей усадьба перешла во владение государства. Здесь разместили инвалидный дом, а в 1803 году — Институт благородных девиц. Новое предназначение потребовало достройки и переоборудования. Этим занялся Иван Жилярди. По его проекту территорию огородили камнями, возвели высокий флигель, а главному корпусу добавили пристройки. Продолжил реконструкцию Жилярди-сын. Он привнёс объем в плоские фасады домов. Позднее, уже в компании с Афанасием Григорьевым, он добавил зданию новые крылья, завершив облик монументального ансамбля.

Адрес: ул. Мясницкая, д. 7, стр. 2

Опекунский совет

Ещё один плод совместного труда дуэта «Доменико Жилярди — Афанасий Григорьев». Едва закончив с Институтом благородных девиц, они принялись за здание управления благотворительными заведениями Российской Империи. Главный дом, два симметричных флигеля, пилоны с фигурами львов и ограда с двумя парадными воротами — так выглядел Опекунский совет до второй половины 1840-х, пока здания не объединили и не изменили архитектуру фасадов. Кстати, эта постройка пережила всего одну реконструкцию, и то не кардинальную. К ней в своё время приложил руку известный скульптор Иван Витали: он добавил изображение играющих детей на фасадную стену за колоннадой портика. Что же касается инженерных решений, помещения центральной части здания перекрыты каменными сводами, чтобы защитить документы и сбережение. Совпадение, или нет, но Опекунский совет — одно из немногих строений той поры, которого не коснулся пожар.

Адрес: улица Солянка, 14-a

Музей русской усадебной культуры — Усадьба князей Голициных «Влахернское – Кузьминки»

От сгоревшей мельницы на пустоши — до самой большой усадьбы в черте Москвы. Такой путь прошло имение князей Голициных примерно за сто лет. Сегодня, помимо прочего, этот музей усадебной культуры — единственный в столице, в распоряжении которого сохранились все исторические постройки. Здесь вы увидите скотный и конный дворы, церковь, служительский комплекс, господский двор и многое другое. В своё время в усадьбе бывали представители семейства Романовых, Фёдор Достоевский, Ульянов-Ленин и другие известные личности. Сегодня же в этом месте можно устроить экскурсию или даже организовать детский праздник. Кстати, в местном парке находятся изваяния работы Петра Клодта — того самого автора коней на петербургском Аничковом мосту.

Адрес: Тополевая аллея, 6

Усадьба Усачёвых-Найдёновых

Даже в пределах шумного Садового кольца можно найти уголок с тихими аллеями и романтичным кусочком Италии. Усадьбу Усачёвых-Найдёновых считают последней работой Доменико Жилярди в Москве. Архитектор, будучи последователем Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, создал свой собственный стиль, упирая на итальянский ампир. Это нашло отзыв и в сердцах московской публики. В нынешней столице Жилярди также построил усадьбу Гагариных на Поварской, усадьбу «Студенец» на Пресне, конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки и многое другое. Что касается усадьбы «Высокие горы», то к ней до сих пор неровно дышат современные москвичи. Объект облюбовали сотрудники здравоохранения и кинематографисты: здесь снимали «Покровские ворота» и «Звезду пленительного счастья», располагались тубдиспансер и медцентры. В данный момент тут находится научно-практический центр спортивной медицины. Хотя ещё в первой половине XIX века это место ни с чем, кроме чая, не ассоциировалось: усадьбу построили для себя два чаеторговца, братья Усачёвы. При чём здесь Найдёновы? Всё очень просто: это фамилия последних владельцев комплекса. До настоящего времени, кроме самой усадьбы, здесь можно увидеть старинные чугунные вазы, львов на пандусе и скульптурное изображение Амура.

Адрес: ул. Земляной Вал, д. 53

Гостиный Двор

Один из первых торговых центров Москвы насчитывает уже шесть веков своей истории. А количеству помещённых в него торговых лавок могут позавидовать некоторые современные заведения массовой торговли. 760 арендаторов одновременно размещались в XV веке в Гостином дворе: покупали необходимый участок земли и строили лавку своими руками. За таким строительством никто не следил, и в здании начали появляться провалы, перепады и прочие недочёты, которые стали угрожать постройке разрушением. О реконструкции заговорили в конце XVIII века. Это дело поручили Джакомо Кваренги. И хотя изначальная задумка архитектора претерпела изменения (придерживаться плана мешали особенности помещения и халатность российских строителей), Гостиный двор причисляют к одному из лучших проектов итальянца.

Адрес: ул. Ильинка, д.4

Магазин «Елисеевский»

В доме №14 по Тверской улице расположился один из самых знаменитых гастрономов Москвы. Построенное по проекту Матвея Казакова, здание вобрало в себя всё совершенство и гармонию итальянского классицизма. Однако зачастую ротозеев и гастрономов привлекали больше не архитектурные особенности, а диковинные продовольственные товары, редкие напитки и королевские интерьеры. Особняк, построенный по проекту архитектора Матвея Казакова, Елисеев приобрёл в 1898 году, и уже через три года здесь закончилась перестройка. В роскоши этого «дворца на Тверской» развернулись три торговых зала: с фруктами (и это был крупнейший отдел «Елисеевского»), кондитерскими, бакалейными, гастрономическими товарами и изделиями из хрусталя. Здесь же обустроили собственное производство. Особняк принадлежал Елисееву до 1917 года. До сих пор здесь можно приобрести продукты по «музейным» ценам. Так что позволительно сказать, что главный ориентир, задуманный купцом (продовольствие для состоятельных потребителей), неподвластен ни векам, ни реконструкциям.

Адрес: ул. Тверская, д. 14

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Не похожая на остальные храмы, церковь Архангела Гавриила появилась в Москве в начале XVIII века. Пятиэтажное строение украшал позолоченный шпиль с фигурой Архангела, а колокольня была значительно выше всех остальных в городе. Над созданием этого объекта трудилась целая группа итальянских мастеров во главе с Доменико Трезини, который стал основоположником европейской школы в русской архитектуре. Так же как и Триумфальная арка, Меншикова башня перестраивалась несколько раз. Только в отличие от «Ворот Победы», здесь причиной реконструкции стала стихия и, в некотором роде, мистика. В 1723 году, во время службы, местный священник упал замертво, в шпиль попала молния, и весь верхний ярус загорелся. На людей, которые пытались спасти убранство, упали куранты и полсотни колоколов. Из здания удалось вынести только икону Архангела Гавриила, которая через несколько лет бесследно пропала. Восстановили башню только к концу XVIII века, и церковь снова стала местом паломничества москвичей.

Адрес: пер. Архангельский, д.15а

Институт Склифосовского («Странноприимный дом» графа Шереметева)

Заключительная работа итальянского архитектора Джакомо Кваренги в Москве украшает столицу с 1803 года. Идея строительства странноприимного дома пришла в голову графу Шереметеву после смерти супруги: таким образом он решил успокоить свой «страждущий дух». Изначально над проектом работал Елизвой Назаров, но привлечённый к работе Кваренги внёс в проект значительные изменения. Благодаря ему здесь появились полукруглая ротонда с колоннами и скульптуры евангелистов, а домовая церковь обзавелась барельефами. Стройка была настолько масштабной, что Шереметев не дожил до её окончания. На здании можно найти изображения самого графа (с него был написан лик одного из херувимов) и его супруги (ангел с бубном в синих одеждах). Сейчас здесь располагается НИИ Склифосовского, сотрудники которого работают над музеем Дворца Милосердия.

Адрес: Большая Сухаревская пл., д.3

 

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий