Осколки времени: как реставрируют мозаику Щелковского автовокзала

Город

Какого цвета должен быть космонавт? Как заставить утку сиять? Что означает храм на панно? На эти вопросы четыре месяца искали ответы реставраторы мозаики «Моя Родина», которая украшала зал ожидания Щелковского автовокзала.

Скоро закончится реставрация и монтаж мозаики на Щелковском автовокзале. Панно «Моя Родина» 1972 года художника-монументалиста Юрия Королева, которое раньше украшало зал ожидания, теперь переместится на фасад обновленного вокзального здания. Советская мозаика, обращенная на МКАД, станет новым районным арт-объектом и отсылкой к историческому прошлому автовокзала. Чтобы вернуть мозаике первоначальный вид, реставраторам пришлось разгадать не одну головоломку. Mos.ru побывал в мастерской студии «Тессера», где выяснил, как мастера собирают этот пазл.

Угадать картинку
В мастерской всюду разложены фрагменты мозаики. Ее доставляли сюда по частям: площадь панно — около 90 квадратных метров. Работа клеится. Реставраторы заливают шприцами укрепляющий раствор в трещины бетонных блоков, промывают в формочках с водой кусочки смальты — цветное глушеное стекло с добавлением оксидов металлов.

«Сегодня положим смальту на клей на цементной основе, завтра обработаем антигрибковым раствором, затонируем, счистим остатки высохшего клея. Самое главное — убедиться, что все фрагменты хорошо приклеились. Бывает, аутентичные модули держатся слабо. Тогда приходится все делать заново», — объясняет реставратор Светлана Есинская.

Монументальные панно и архитектурные декоративные элементы мастера всегда крепили на века. В то время никто не рассчитывал, что когда-то картина будет менять свое местоположение. Поэтому при демонтаже панно мозаичные модули пострадали, так как крепились к стене особым надежным способом.

В панно помимо цветных смальт использовались и другие материалы. Например, золотая смальта. Это лист сусального золота, проложенный между двумя стеклянными пластинами. Также есть элементы из керамики с цветными глазурями и модули из метлахской плитки.

Реставраторы вспоминают: когда панно привезли в мастерскую, оно было таким грязным и пыльным, что реальные цвета даже не просматривались. Вымыв и расчистив мозаику, мастера изумились, сколько разных необычных красивых оттенков и цветовых сочетаний оказалось на этой картине. Тем не менее многие изображения были утеряны, и оставалось восстанавливать рисунки по фотографиям, неточным и зачастую размытым. На стене мастерской висят такие снимки, а также схема мозаики. Это базовые ориентиры мозаичистов.

Кстати, чтобы передать цвет некоторых рисунков, задуманный автором, мозаичисты укладывали смальту на белый клей. Например, космонавт и утка выложены из прозрачного стекла, и, если основа под ними будет темной, они потеряют правильные оттенки, станут тусклыми.

Как только фрагмент готов, его сразу же отправляют на автовокзал и монтируют. Сейчас реставрация на 98 процентов завершена.

Источник

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий