От «Шелепихи» до «Зюзина»: откуда происходят названия станций московского метро

Город

Привычные названия расскажут об особенностях местности, исторических деятелях и даже о характерах москвичей прошлого.

На схеме столичного метрополитена немало названий, смысл которых сложно понять не только туристам, но и самим москвичам. Что значит «Шелепиха», «Жулебино» или «Свиблово»? Откуда в Москве станция «Планерная»? Правда ли, что «Зябликово» — это совсем не про птиц? Вместе со знатоками Москвы изучаем, какие истории стоят за этими топонимами.

Фамильное наследство

Во многих причудливых названиях Москва сохранила память о горожанах из прошлого. Часто в истории оставались прозвища, которые в старину играли роль фамилий. «Балакиревы, Дурасовы, Мерзляковы — некоторые дворянские фамилии произошли от довольно обидных прозвищ», — рассказывает автор путеводителей по Москве Анна Демчикова.

Одна из таких фамилий дала название Тушину — селу, история которого восходит к XIV веку. Оно находилось на месте нынешней станции метро «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии. В XVI веке эти земли принадлежали боярину Родиону, который спас московского князя Ивана Калиту от тверского войска.

«У Родиона был сын Иван. Он был рыхлого телосложения и получил прозвище Квашня, что, однако, не помешало ему проявить доблесть во время Куликовской битвы. В свою очередь, сын Квашни — воевода Василий Иванович — унаследовал и земли, и фамильную тучность: боярина прозвали Туша, а соседнюю деревню — Тушино» data-person-name=»Анна Демчикова»

У Родиона был сын Иван. Он был рыхлого телосложения и получил прозвище Квашня, что, однако, не помешало ему проявить доблесть во время Куликовской битвы. В свою очередь, сын Квашни — воевода Василий Иванович — унаследовал и земли, и фамильную тучность: боярина прозвали Туша, а соседнюю деревню — Тушино
Фото М. Денисова. Mos.ru

Еще один яркий пример — станция метро «Свиблово» на Калужско-Рижской линии. Старославянское слово «свиблый» означало «шепелявый», «косноязычный». Свиблых на Руси было много: стоматологов тогда не существовало, а проблемы с зубами случались часто. Хозяином этих земель был Федор Свибло — боярин и воевода, сподвижник Дмитрия Донского. Федор, может, и был шепеляв, зато участвовал в военных походах и отвечал за безопасность семьи великого князя во время Куликовской битвы. Этот человек помогал строить первую каменную крепость Москвы, в честь него даже была названа Свиблова башня — теперь на ее месте Водовзводная башня Кремля.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

А вот станция метро «Жулебино» Таганско-Краснопресненской линии и район Выхино-Жулебино обязаны своим названием человеку совсем другого характера. По документам 1645 года этими местами владел боярин Алексей Остеев по прозвищу Жулеба — так называли хитрецов и аферистов.

«Какими именно авантюрами прославился Алексей Тимофеевич, за давностью лет неизвестно, но можно предположить, что он предприимчиво вел хозяйственные дела или ловко исполнял государеву службу» data-person-name=»Андрей Клюев» data-person-position=»руководитель экскурсионного бюро Музея Москвы »
Какими именно авантюрами прославился Алексей Тимофеевич, за давностью лет неизвестно, но можно предположить, что он предприимчиво вел хозяйственные дела или ловко исполнял государеву службу

По его словам, эти места на юго-востоке Москвы могли бы называться и Шереметевскими. В XVIII веке окрестными землями владел именно этот аристократический род. Однако деревня Жулебино сохранила свое название до 1985 года, а после стала одноименным микрорайоном Москвы.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

Район Зюзино на юго-западе столицы тоже носит имя исторической фигуры — опричника Ивана Грозного Василия Зюзина. Фамилия воеводы, вероятно, происходила от древнего прозвища Зюзя — плакса. В 1930-х годах село Зюзино начали заселять рабочие автозавода имени Сталина, а в 1960 году его включили в состав Москвы.

«На этом месте решено было построить образцовый район с пятиэтажными панельными и блочными зданиями. Он унаследовал название села, но вот на топонимике улиц и станций метро история не отразилась: они получили имена городов, расположенных у Черного и Азовского морей. И вот в декабре 2021 года историческую справедливость восстановили: новая станция Большой кольцевой линии получила имя “Зюзино”» data-person-name=»Денис Ромодин» data-person-position=»старший научный сотрудник Музея Москвы»

На этом месте решено было построить образцовый район с пятиэтажными панельными и блочными зданиями. Он унаследовал название села, но вот на топонимике улиц и станций метро история не отразилась: они получили имена городов, расположенных у Черного и Азовского морей. И вот в декабре 2021 года историческую справедливость восстановили: новая станция Большой кольцевой линии получила имя “Зюзино”
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Леса, поля и топи

Многие московские топонимы красноречиво рассказывают о пейзажах, которые были характерны для местности в старину. Например, станции «Верхние Лихоборы» Люблинско-Дмитровской линии и «Лихоборы» Московского центрального кольца напоминают о том, что в древности здесь были глухие леса.

«Времена тогда были лихими — на дорогах промышляли разбойники. Их называли лихими людьми: они нападали на груженные товарами купеческие обозы и грабили богатых путешественников. Особенно удобно было это делать в укромных местах. Дмитровская дорога петляла среди холмов, покрытых густыми лесами. Их тоже называли лихими. А между холмами текла речка Лихоборка», — отмечает Анна Демчикова.

Сегодня от былой славы места не осталось и следа. В долине реки создан экологический парк, а о лихом прошлом рассказывают только имена на карте.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

Совсем о других пейзажах напоминает название станции «Зябликово» — южной конечной станции Люблинско-Дмитровской линии. Оно, как ни странно, связано не с птицами, а с болотами.

«Здесь, в долине реки Шмелевки, находилась деревня, имя которой произошло от старинного слова “зябля”. Оно означало топь, болотистое место, где скапливается вода. Большую часть территории современного района занимали заливные луга, пойменные озера и пустоши между селами Борисово и Братеево. Нетронутые ландшафты с топкими берегами здесь сохранились до сих пор: представить себе, что такое зябля, легко в парке “Долина реки Шмелевки”. Местность изрезана живописными оврагами и является памятником природы», — рассказывает Андрей Клюев.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

На самой «солнечной» — желтой линии метро — находится станция «Солнцево», названная в честь соседнего района. Когда-то здесь был глухой сучковатый лес, урочище Суки́ и деревня Суково, но в какой-то момент место облюбовали дачники. Они выбрали для поселка более благозвучное имя — Солнцево. «Кстати, это не единственный “солнечный” топоним в округе: фамилия первых хозяев соседнего Саларьева происходила от латинского solaris — “солнечный”», — отмечает автор московских путеводителей.

Образы солнца и дачи обыграны и в дизайне станции метро. В стенах и крыше наземных вестибюлей проделаны отверстия: лучи проникают внутрь, создавая эффект солнечных зайчиков. А на платформе игру света создают светящиеся цилиндры и лампы, которые отражаются в отполированных полах.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

Наконец, название станций «Шелепиха» Большой кольцевой линии и МЦК тоже отсылает к географии местности. Но это неточно: историки до сих пор спорят о происхождении топонима. Известно, что село Шелепиха получило имя от небольшой речки — притока Москвы-реки. А вот почему ее стали так называть, есть разные версии. В английском языке есть слово slap, в немецком — Schlappe: оба означают «шлепок, пощечина». Их древнерусский аналог — «шлепати». Возможно, жителям древней Москвы приходилось шлепать по лужам вокруг речки Шелепихи.

«На Руси было слово “шелеп” — палка, хворостина. По берегам Шелепихи таких наверняка росло немало. От этого слова — прозвище Шелепа и фамилия Шелепин: так называли высоких и очень уж стройных. Может, и здесь был такой Шелепа, а может, и вовсе местные повздорили, и кто-то кому-то влепил пощечину — остается только гадать. Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать лишь одно: ударение в топониме Шелепиха с давних пор закрепилось на третьем слоге. Следующая станция — “Шелепи́ха”!», — добавляет Анна Демчикова.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

Русский язык и литература

Некоторые названия станций могут поведать об истории русского языка. Например, станция «Планерная» Таганско-Краснопресненской линии. Она расположена в Тушине, где с 1930-х годов был знаменитый аэродром. А рядом работал авиационный клуб имени Чкалова, участники которого занимались планерным спортом. Возле нынешней станции метро «Сходненская» располагался Захарковский аэродром Главсевморпути. Отсюда в 1930-х отправляли самолеты на помощь челюскинцам и для освоения Северного полюса. Логично, что в этих местах появились улица и станция метро с названием «Планерная».

«Интересно, что вплоть до 1990-х станция называлась “Планёрная”, ведь и само слово “планёр” происходит от французского planeur. Но поскольку в советской орфографии написание буквы ё было факультативным, на путевой стене название станции написали через е. Постепенно пассажиры привыкли называть станцию “Пла́нерной”, и даже в слове “планер” теперь разрешены оба ударения», — рассказывает Анна Демчикова.

Фото М. Денисова. Mos.ruФото М. Денисова. Mos.ru

На салатовой ветке есть станция с романтическим названием «Люблино» — оно отсылает к языковой традиции XIX века. Вплоть до начала XX века здесь была живописная сельская местность. Сначала ее называли по фамилии владельцев — Годуново, но в эпоху расцвета усадебной культуры многие поместья получили лирические имена: Отрада, Нескучное, Люблино. Изысканная усадьба сохранилась до наших дней, сейчас в ней находится музей.

«На рубеже XIX-ХХ веков эти места стали привлекать дачников, а близость железной дороги сделала их популярными. Позже вдоль железной дороги выросли рабочие предприятия и поселок, в 1925 году ставший городом Люблино. В 1960 году он вошел в состав Москвы. Тогда же возникли первые проекты строительства метро, но пришло оно сюда лишь к 1990-м, когда окрестные территории стали массово застраивать», — отмечает Денис Ромодин.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Наконец, название станции «Рассказовка» отсылает к литературному прошлому районаЭта станция Солнцевской линии получила имя от деревни, которая частично сохранилась до наших дней. Исследователи связывают топоним со следующей традицией: путешественники, прибывавшие в Москву со стороны Боровска, часто делали здесь остановку и вели долгие беседы. По другой версии, местность назвали по чьей-то фамилии. Как бы то ни было, имя деревни оказалось пророческим.

«Ближайшие улицы названы под стать деревне: они носят имена Чуковского, Ахматовой, Пастернака и других литераторов XX века. Дело в том, что неподалеку располагается Переделкино — знаменитый поселок Союза писателей с лесными дачами и Домом творчества», — отмечает Андрей Клюев.

Дизайнеры станции обыграли литературную версию имени, превратив платформу в виртуальную библиотеку. Колонны декорировали как шкафы-картотеки с QR-кодами, в которых зашифрованы ссылки на электронные книги.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий