В 2023 году планируется открытие самого сложного московского диаметра – четвертого. На МЦД-4 предусмотрено самое большое количество пересадочных станций – 18 с 44 вариантами пересадок на метро, МЦК и другие диаметры. В нашем материале рассказываем, какие станции будут на МЦД-4, где планируются пересадки и что еще построят для работы нового диаметра.
Схема МЦД-4: 135 минут пути и 44 варианта пересадок
МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» пройдет с запада столицы на восток и свяжет семь железнодорожных вокзалов Москвы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Это поможет улучшить транспортное обслуживание 23 районов столицы и подмосковных городов Апрелевка, Реутов, Железнодорожный и других близлежащих населенных пунктов.
Четвертая линия Московского центрального диаметра объединит Киевское и Горьковское направления, маршрут пройдет от Апрелевки до Железнодорожного с 39 остановочными пунктами. Его длина — 85 километров, на карте диаметр отмечен зелено-бирюзовым цветом. На МЦД-4 предусмотрено самое большое количество пересадочных станций – 18 с 44 вариантами пересадок на метро, МЦК и другие диаметры. Из-за большого количества пересадок и станций этот диаметр является самой сложной линией.
86 километров четвертого диаметра позволят снизить нагрузку на участки Солнцевской, Филевской, Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской и Калининской линий метрополитена. Разгрузятся и близлежащие наземные дороги — Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов. Только для поездок внутри столицы линией будут пользоваться около 30 миллионов человек в год, а время в пути составит 135 минут. Поезда будут следовать с интервалами до 5-5,5 минут в часы пик и без дневных перерывов. Для перевозки пассажиров будут использоваться 65 поездов, еще 88 составов будут следовать по Киевскому и Горьковскому радиусам.
Соединение направлений на МЦД-4
Сложность МЦД-4 заключается в том, что для его открытия нужно соединить два разрозненных направления Московской железной дороги – Киевское и Горьковское. И это нужно сделать помимо расширения путей, строительства новых станций и реконструкции существующих.
Киевское направление пока является тупиковым направлением железной дороги – электрички, прибывающие из Новой Москвы и Подмосковья, «упираются» в Киевский вокзал, и далее пассажирам приходится спускаться в метро. Соединительная ветка позволит проехать дальше в сторону Белорусского, Савеловского и Курского вокзалов. МЦД-4 в итоге соединит четыре крупнейших вокзала столицы. На соединительной линии, окончание строительства которой намечено на 2023 год, будут находиться 4 остановочных пункта: Поклонная, Кутузовская, Камушки и Ермакова Роща.
Также соединительная ветвь включает в себя самую длинную двухкилометровую железнодорожную эстакаду, на которой будет расположена одна станция «Деловой центр» с пересадкой на МЦК и несколько линий метро.
Для того, чтобы осуществить проект, проводится колоссальная работа. Ведется строительство III и IV главных путей Киевского направления МЖД на участке Москва-Пассажирская-Киевская – Апрелевка, строится соединительная ветка между Киевским и Белорусским направлениями со строительством трех новых остановочных пунктов (Поклонная, Кутузовская и Тестовская) и III и IV главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Площадь трех вокзалов.
В 2024 году планируется реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская – Нижегородская со строительством дополнительных главных путей, строительство III и IV главных путей на участке Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) – Марьина Роща и реконструкция конечной станции оборота поездов Железнодорожная.
На Киевском направлении ведется и реконструкция пассажирской инфраструктуры, включая обновление подвижного состава.
Станции МЦД-4 с пересадками
На МЦД-4 предусмотрено целых 18 станций с пересадками с том числе крупнейшие станции Площадь Трех Вокзалов и Железнодорожная. Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Железнодорожная в Московской области будет оснащен 16 эскалаторами и восемью лифтами. Две новые платформы, южный вестибюль и первая часть конкорса откроются к запуску МЦД-4. ТПУ будет оснащен 16 эскалаторами и 8 лифтами, и он станет крупнейшим в Подмосковье. К открытию МЦД-4 будет работать две платформы, позже откроются еще две.
Станция Площадь Трех Вокзалов после запуска МЦД-4 станет крупнейшей в России. Теперь здесь будут останавливаться не только поезда второго Московского центрального диаметра, но и четвертого. Реконструкция участка Площадь Трех Вокзалов – Курская была необходима для того, чтобы увеличить его пропускную способность с запуском МЦД-4. Благодаря этому удалось организовать параллельное движение поездов МЦД-2 и МЦД-4 с интервалом порядка трех минут в часы пик. Два диаметра объединит общий вестибюль. В данный момент здесь объединились крупнейшие системы рельсового транспорта Москвы: три центральных вокзала, две станции метро, действующая станция МЦД-2, наземный городской транспорт и совсем скоро к ним добавится четвертый диаметр.
Пересадки на станции метро, МЦК и другие диаметры предусмотрены на станциях Мещерская, Аминьевская, Минская, Поклонная, Кутузовская, Тестовская, Беговая, Белорусская, Савеловская, Марьина Роща, Рижская, Площадь Трех Вокзалов, Курская, Серп и Молот, Нижегородская, Чухлинка, Новогиреево, Реутов.
Новые и реконструированные станции МЦД-4
В 2020 году на МЦД-4 был создан новый остановочный пункт Санино и приведены в готовность станции Победа, Мичуринец и Крекшино. В 2021-м были реконструированы остановки Внуково, Апрелевка, Кокошкино, Матвеевская и построен пункт Аминьевская. В 2022 году строители завершили первый этап строительства нового остановочного пункта Минская и открыли после реконструкции остановочный пункт Толстопальцево. В 2023 году открылись станции Лесной Городок, Очаково, завершается строительство платформы Марьина Роща для МЦД-4. Сейчас работает одноименная платформа для МЦД-2.
В настоящее время ведется строительство новой платформы Серп и Молот для линий МЦД-2 и МЦД-4, куда будет перенесена платформа Москва-Товарная.
Стоимость проезда на МЦД-4
Все московские центральные диаметры разделены на три зоны оплаты: «Центральная», «Пригород», «Дальняя». В пределах центральной зоны от станции Внуково до остановки Реутов стоимость проезда по карте «Тройка» составит 50 рублей, в зоне пригорода от станции Апрелевка до станции Лесной Городок и от станции Никольское до станции Железнодорожная – 56 рублей.
Так же, как и на других диаметрах, за пересадку на метро и Московское центральное кольцо (МЦК) в течение 90 минут дополнительной платы не понадобится. Для этого нужно оплатить проезд билетом «Кошелек» карты «Тройка». Важно приложить карту к турникету или валидатору на входе и выходе со станции, иначе она заблокируется для поездок на МЦД.