Почти одновременно с открытием в Москве парка «Остров мечты» сдвинулся с мертвой точки еще один крупный проект с аттракционами — «Парк будущего» на ВДНХ. Его открытие переносилось несколько раз, теперь назван новый срок — начало 2021 года. В том же году рядом с парком должно открыться самое большое в Европе колесо обозрения. Проект раскритиковали еще до постройки – жители ближайших домов опасаются дискомфорта от такого соседства, хотя власти Москвы пообещали, что шум и яркий свет не будут им мешать.
«Остров мечты» опередил
Впервые о том, что на ВДНХ появится новый парк аттракционов, в столичной мэрии сообщили летом 2016 года. Как сообщало руководство ВДНХ, темой «Парка будущего» станет Россия, ее география и природные красоты, такие как озеро Байкал.
Проект «Парка будущего» на ВДНХ существует с 2017 года, он был разработан в рамках реновации территории выставки. Согласно проекту, современные аттракционы решили разместить как в открытой части парка, например, американские горки, так и в крытой, которая отводилась под развлечения в форматах 4D и 5D. Также москвичам пообещали необычные аттракционы на основе мультимедийных технологий – полеты на «гигантских бабочках», путешествие на «метро времени» и канатную дорогу.
В марте 2017 года ВДНХ объявило конкурс на строительство тематического парка аттракционов. Однако проект не был реализован в срок – парк не открыли ни в 2018 году, как планировалось изначально, ни в 2019 году к 80-летию ВДНХ. Власти Москвы ожидали, что в 2019 году в городе появятся сразу два крупных парка развлечений – «Парк будущего» и «Остров мечты». Последний тоже не открылся вовремя, но все-таки стал первым.
Строить «Парк будущего» должен был подрядчик, принадлежавший итальянской компании Impresa Pizzarotti & C.S.p.A, среди их работ – часть построек в парижском «Диснейленде» и московский музей «Гараж». Но по неизвестным причинам девелопер не справился с проектом.
Наконец, в начале марта 2020 года ситуация вокруг мегапроекта на ВДНХ начала проясняться. «Коммерсант» сообщил, что достраивать «Парк будущего» вместо итальянцев будет группа «Ташир» — по первоначальному проекту, но при этом в него может быть включен конгрессный центр. По данным газеты, парк займет площадь 17,3 гектара и разместится возле южного входа ВДНХ. Открытие объектов парка планируется поэтапно в 2020-2021 годах, на данный момент работает детский аттракцион «Театр сказок» в павильоне «Юные техники».
Колесо-гигант «Солнце Москвы»
Параллельно со строительством «Парка будущего» на территории, примыкающей к ВДНХ, возводится новое колесо обозрения «Солнце Москвы», которое придет на замену колесу «Москва 850», разобранному в 2016 году. Этот инвестиционный проект реализуется ООО «Колесо-ВДНХ». Для посетителей выставки новое колесо и парк будут восприниматься как единый развлекательный кластер.
Как сообщает портал столичного стройкомплекса, колесо «Солнце Москвы» высотой 140 метров, что вдвое выше старого колеса ВДНХ и даже знаменитого London Eye, станет самым высоким в Европе и будет новой достопримечательностью города.
«Для проверки устойчивости аттракциона модель «Солнца Москвы» испытали в аэротрубе. Вся конструкция аэродинамически устойчива к силе ветра и ландшафту Москвы», — рассказали в пресс-службе проекта «Солнце Москвы».
В новом колесе будет 30 закрытых кабинок – это меньше, чем в старом, зато они будут большей вместимости – в кабинке поместятся 15 человек вместо восьми. При этом пассажирам обещают совершенно новый уровень комфорта и безопасности – панорамные кабинки оборудуют кондиционерами и инфоэкранами, аудиогидом и тревожной кнопкой, также они будут освещаться и отапливаться. Поездка на колесе займет около 19 минут (один оборот).
Из дополнительных сервисов – возможность аренды кабинки для романтического ужина или фотосессии, предложения руки и сердца и даже йога на высоте птичьего полета.
Рядом с колесом обозрения будет построен многофункциональный комплекс с зоной питания, выставочным пространством, кинотеатром и детским центром. Прямо из него по траволатору можно будет попасть на посадку на колесо обозрения.
Предполагается, что «Солнце Москвы» должно открыться в первой половине 2021 года.
«Колесо расположится слева от южного входа ВДНХ, рядом с павильоном № 7 «Семена» и будущим парком развлечений с канатной дорогой», — говорится в сообщении стройкомплекса.
Колесо отодвинут от жилых домов
Именно местоположение будущего колеса обозрения стало причиной недовольства москвичей. Жители района Останкино, обеспокоенные близостью к жилым домам такого масштабного объекта, создали петицию против строительства колеса. Авторы петиции просили перенести его подальше от жилого сектора, предлагая в качестве альтернативы место, где ранее стояло колесо обозрения «Москва 850».
Действительно, прежнее колесо, помимо гораздо меньших размеров (73 метра высотой и диаметром 70 метров), было на значительном удалении от жилых домов и не закрывало обзор из окон.
Однако, как отметили в стройкомплексе Москвы, из-за масштабности конструкции колеса возводить его на старом месте нельзя – там проходит множество коммуникаций и линия метро.
При этом в первоначальный проект по просьбам жителей внесли корректировки: до 100 метров увеличили расстояние от застраиваемого участка до жилых домов, отказались от традиционной фронтальной иллюминации в пользу направленного внутрь колеса светового потока. Кроме того, сократили общий визуальный объем объекта за счет заглубления его ниже отметки поверхности земли на семь метров, рассказали РИАМО в пресс-службе «Солнце Москвы».
«Также по просьбам жителей между жилым объектом и аттракционом благоустроят территорию – сделают прогулочную зону с детскими площадками и фонтанами», — отметили в пресс-службе «Солнце Москвы».
По поводу шума от колеса, заверяет девелопер, москвичам тоже не стоит беспокоиться. Как пояснила РИАМО руководитель пресс-службы «Солнца Москвы» Екатерина Гуськова, во время эксплуатации колеса исключаются любые шумовые эффекты.
«Посадка на колесо обозрения будет осуществляться с пристроенного к нему посадочного пункта, связанного с хабом крытым эскалаторным переходом, что исключит возможность любого шума и массового скопления людей вблизи жилых домов. Уличное музыкальное сопровождение в рамках работы колеса обозрения не предусмотрено», — рассказала собеседница агентства.
«Звуковое оборудование будет расположено только внутри закрытых кабин для организации аудио- экскурсий. Кабины полностью герметичны и звуконепроницаемы», — добавила она.
По ее словам, между жилыми домами и объектом будет выполнена благоустроенная зеленая аллея с прогулочной зоной и детской площадкой.
В свою очередь, мэр Москвы Сергей Собянин успокоил москвичей: по его словам, колесо не будет мешать жителям.
«Мы сделаем так, чтобы ни освещение этого колеса, ни музыка не мешали жителям, отнесли как можно дальше, насколько это возможно было», — сказал мэр во время отчета в Мосгордуме в декабре 2019 года.
На что смотреть?
Будет ли успешен «Парк будущего» на ВДНХ, зависит от реализации проекта, считает урбанист Аркадий Гершман.
«Понятно, что территория ВДНХ — большая, и привлекать туда людей как-то надо. Если участок территории без вреда для исторической части парка отдадут под аттракционы и это не будет сильно мешать, то такой вариант может быть допустим. Но что касается огромного колеса обозрения, я не очень понимаю, на что с него смотреть», — сказал РИАМО эксперт.
Он также отметил, что парки аттракционов в черте больших городов почти никогда не строят — их строят за городом. «Это очень большие территории, которые используются под монофункцию. В городе так небрежно распоряжаться землей при нормальном планировании и градпланах никто не будет», — сказал он РИАМО.
По словам эксперта, с одной стороны, парки аттракционов занимают огромную территорию и привлекают множество автомобилистов, а с другой, на ночь они закрываются — соответственно, площади не используются эффективно для городских нужд.
В свою очередь, еще в 2017 году на презентации «Парка будущего» экс-директор «Сочи Парка», на тот момент единственного в России тематического парка, Свен Верштеег отмечал, что Москва – единственный мегаполис в мире, где до сих пор нет такого парка. Он считал, что такой парк способен окупиться быстрее, чем ожидается (за три года), и подобных парков в столице появится несколько.
«Парк будущего» уже точно не будет единственным в Москве — его опередил тематический парк «Остров мечты» в Нагатинской пойме. Но он получил целый шквал критики — от высоких цен на билеты до дешевизны и топорности в оформлении. А потому встает вопрос, не повторит ли «Парк будущего» его судьбу?