Призраки подземелья, достижения и ошибки: как строились станции на действующих участках метро

Город

В конце года по просьбам москвичей на Замоскворецкой линии откроется новая станция «Беломорская». Пока же пассажиры, едущие между «Речным вокзалом» и «Ховрином», могут видеть временную стенку, которая отделяет будущую станцию от проносящихся мимо поездов. Случаев, когда станция метро в Москве открывалась на уже действующей линии, совсем немного — всего 12 за 83 года.

Метрополитен готовится к открытию еще одной станции. До конца года планируется завершить строительство «Беломорской». Она находится на перегоне «Речной вокзал» — «Ховрино». Запуска станции ждут жители районов Ховрино, Западное Дегунино и Левобережный. Ожидается, что ее пассажиропоток достигнет 150 тысяч человек в сутки.

«Беломорская» могла появиться на схеме метро раньше. Ее сооружение планировали одновременно со станцией «Ховрино». В 2014-м начались подготовительные работы, которые вскоре пришлось приостановить. Помешали сложные гидрогеологические условия. Оказалось, что на глубине 15–20 метров находятся водонасыщенные пески — плывуны — и для строительства станции необходимо укрепить фундамент ближайшего дома. В 2016 году работы возобновили по многочисленным просьбам жителей.

При проектировании «Беломорской» учитывается возможность дальнейшего развития метрополитена в Молжаниновском районе и городском округе Химки с организацией между станциями пересадочного узла.

«Тверская» — классика советской инженерной мысли

Но были в истории метро и совершенно уникальные случаи. История «Тверской» началась в 1930-е годы, когда метро только проектировалось. Планы прокладки линий неоднократно пересматривали, а задел, где сегодня находится сама станция, был создан именно во время прокладки первых линий через центр города. От создания станции на этом месте в те времена пришлось отказаться по ряду технических причин. Вернулись к этой идее только через 40 лет.

Планом развития Московского метрополитена предусматривалось продление Ждановско-Краснопресненской линии (ныне — Таганско-Краснопресненская) к Пушкинской площади. Чтобы обеспечить пересадку на Горьковско-Замоскворецкую линию (сейчас — Замоскворецкая), требовалось встроить станцию на действующем перегоне «Маяковская» — «Площадь Свердлова» (теперь станция называется «Театральная»).

Открытие «Тверской» состоялось 20 июля 1979 года. До осени 1990-го она носила название «Горьковская» — в честь писателя Максима Горького.

По конструктивному типу «Тверская» — трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Подобных ей достаточно много, а в архитектуре нет ничего необычного. Но многие инженерные решения при ее строительстве можно назвать уникальными. Строили ее на уже действующем перегоне, геологические условия были непростыми, а городская застройка в центре столицы — очень густой.

Эти обстоятельства вынудили отказаться от создания отдельного шахтного ствола и использовать уже имеющуюся шахту станции «Пушкинская». Были исключены и обходные тоннели, обеспечивающие бесперебойное движение поездов по Замоскворецкой линии в период строительства. Временные пути проложили прямо по осевой линии будущей станции.

«Тверская» — классика отечественной инженерной мысли, важный опыт проектирования и строительства метро в центральной части больших городов. Фото, схемы и расчеты инженерных решений при ее сооружении вошли в учебники по архитектуре и строительству как пример рационально выбранной строительной стратегии и технологии.

«Воробьевы горы» — первая в России станция над рекой

Если «Тверская» стала огромным успехом отечественных проектировщиков, строителей и инженеров, то сконструированные по уникальному проекту «Воробьевы горы» (тогда — «Ленинские горы») — примером ошибок. Впервые станция открылась 12 января 1959 года на Сокольнической линии в составе участка «Спортивная» — «Университет». Расположена она была в нижнем ярусе метромоста над Москвой-рекой. Ее так спешили сдать в эксплуатацию, что не были соблюдены нормы строительства. Кроме того, в целях экономии металлические опоры заменили на железобетонные. Это привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль, чтобы ускорить бетонирование. Вскоре это стало причиной коррозии элементов арматуры.

К тому же произвели некачественную гидроизоляцию — станцию постоянно подтапливало, а летом 1959-го затопило основательно. Спустя год начал рушиться потолок, а в бетонных покрытиях появились трещины. Проблемы нарастали с каждым годом, и в конце концов эксплуатация станции оказалась небезопасной. 25 октября 1983 года ее пришлось закрыть.

Реконструкция продолжалась 19 лет. Сначала поезда осторожно ехали через пустынную и обветшавшую станцию, затем над Москвой-рекой были построены временные объездные пути. По сути, прежняя станция «Ленинские горы» была разобрана, и на ее месте 14 декабря 2002 года открыта новая — «Воробьевы горы». Зато она осталась самой длинной станцией метро (270 метров) и единственной, расположенной на мосту.

«Шаболовская»: станция-призрак

Многое в «Шаболовской» — и судьба, и внешний облик — довольно необычно. Станцию построили в 1962 году в составе участка «Октябрьская» — «Новые Черемушки», но в эксплуатацию решили не вводить.

Возникли большие сложности с прокладкой наклонного эскалаторного хода в непростых геологических условиях. Да и пассажиропоток на этом участке ожидался совсем небольшой. В итоге станция простояла в виде пустого подземного объема около двадцати лет — поезда проносились сквозь нее без остановок.

Монтаж эскалатора на строящейся станции метро «Шаболовская». Автор Е. Самойлов. 1980 год. Главархив

Монтаж эскалатора на строящейся станции метро «Шаболовская». Автор Е. Самойлов. 1980 год. Главархив

В число действующих она вошла 5 ноября 1980 года, когда были решены технические вопросы. Именно поэтому внешний облик «Шаболовской» заметно отличается от соседних, которые строились на два десятка лет раньше.

У входа в метро в день открытия станции «Шаболовская». Автор Е. Самойлов. 1980 год. Главархив

У входа в метро в день открытия станции «Шаболовская». Автор Е. Самойлов. 1980 год. Главархив

В конструктивном смысле это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Концептуальный дизайн связан с телевидением и радиовещанием, а многие элементы оформления перекликаются с находящейся наверху Шуховской башней.

Источник: mos.ru

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий