В конце года по просьбам москвичей на Замоскворецкой линии откроется новая станция «Беломорская». Пока же пассажиры, едущие между «Речным вокзалом» и «Ховрином», могут видеть временную стенку, которая отделяет будущую станцию от проносящихся мимо поездов. Случаев, когда станция метро в Москве открывалась на уже действующей линии, совсем немного — всего 12 за 83 года.
Метрополитен готовится к открытию еще одной станции. До конца года планируется завершить строительство «Беломорской». Она находится на перегоне «Речной вокзал» — «Ховрино». Запуска станции ждут жители районов Ховрино, Западное Дегунино и Левобережный. Ожидается, что ее пассажиропоток достигнет 150 тысяч человек в сутки.
«Беломорская» могла появиться на схеме метро раньше. Ее сооружение планировали одновременно со станцией «Ховрино». В 2014-м начались подготовительные работы, которые вскоре пришлось приостановить. Помешали сложные гидрогеологические условия. Оказалось, что на глубине 15–20 метров находятся водонасыщенные пески — плывуны — и для строительства станции необходимо укрепить фундамент ближайшего дома. В 2016 году работы возобновили по многочисленным просьбам жителей.
При проектировании «Беломорской» учитывается возможность дальнейшего развития метрополитена в Молжаниновском районе и городском округе Химки с организацией между станциями пересадочного узла.
«Тверская» — классика советской инженерной мысли
Но были в истории метро и совершенно уникальные случаи. История «Тверской» началась в 1930-е годы, когда метро только проектировалось. Планы прокладки линий неоднократно пересматривали, а задел, где сегодня находится сама станция, был создан именно во время прокладки первых линий через центр города. От создания станции на этом месте в те времена пришлось отказаться по ряду технических причин. Вернулись к этой идее только через 40 лет.
Планом развития Московского метрополитена предусматривалось продление Ждановско-Краснопресненской линии (ныне — Таганско-Краснопресненская) к Пушкинской площади. Чтобы обеспечить пересадку на Горьковско-Замоскворецкую линию (сейчас — Замоскворецкая), требовалось встроить станцию на действующем перегоне «Маяковская» — «Площадь Свердлова» (теперь станция называется «Театральная»).
Открытие «Тверской» состоялось 20 июля 1979 года. До осени 1990-го она носила название «Горьковская» — в честь писателя Максима Горького.
По конструктивному типу «Тверская» — трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Подобных ей достаточно много, а в архитектуре нет ничего необычного. Но многие инженерные решения при ее строительстве можно назвать уникальными. Строили ее на уже действующем перегоне, геологические условия были непростыми, а городская застройка в центре столицы — очень густой.
Эти обстоятельства вынудили отказаться от создания отдельного шахтного ствола и использовать уже имеющуюся шахту станции «Пушкинская». Были исключены и обходные тоннели, обеспечивающие бесперебойное движение поездов по Замоскворецкой линии в период строительства. Временные пути проложили прямо по осевой линии будущей станции.
«Тверская» — классика отечественной инженерной мысли, важный опыт проектирования и строительства метро в центральной части больших городов. Фото, схемы и расчеты инженерных решений при ее сооружении вошли в учебники по архитектуре и строительству как пример рационально выбранной строительной стратегии и технологии.
«Воробьевы горы» — первая в России станция над рекой
Если «Тверская» стала огромным успехом отечественных проектировщиков, строителей и инженеров, то сконструированные по уникальному проекту «Воробьевы горы» (тогда — «Ленинские горы») — примером ошибок. Впервые станция открылась 12 января 1959 года на Сокольнической линии в составе участка «Спортивная» — «Университет». Расположена она была в нижнем ярусе метромоста над Москвой-рекой. Ее так спешили сдать в эксплуатацию, что не были соблюдены нормы строительства. Кроме того, в целях экономии металлические опоры заменили на железобетонные. Это привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль, чтобы ускорить бетонирование. Вскоре это стало причиной коррозии элементов арматуры.
К тому же произвели некачественную гидроизоляцию — станцию постоянно подтапливало, а летом 1959-го затопило основательно. Спустя год начал рушиться потолок, а в бетонных покрытиях появились трещины. Проблемы нарастали с каждым годом, и в конце концов эксплуатация станции оказалась небезопасной. 25 октября 1983 года ее пришлось закрыть.
Реконструкция продолжалась 19 лет. Сначала поезда осторожно ехали через пустынную и обветшавшую станцию, затем над Москвой-рекой были построены временные объездные пути. По сути, прежняя станция «Ленинские горы» была разобрана, и на ее месте 14 декабря 2002 года открыта новая — «Воробьевы горы». Зато она осталась самой длинной станцией метро (270 метров) и единственной, расположенной на мосту.
«Шаболовская»: станция-призрак
Многое в «Шаболовской» — и судьба, и внешний облик — довольно необычно. Станцию построили в 1962 году в составе участка «Октябрьская» — «Новые Черемушки», но в эксплуатацию решили не вводить.
Возникли большие сложности с прокладкой наклонного эскалаторного хода в непростых геологических условиях. Да и пассажиропоток на этом участке ожидался совсем небольшой. В итоге станция простояла в виде пустого подземного объема около двадцати лет — поезда проносились сквозь нее без остановок.
Монтаж эскалатора на строящейся станции метро «Шаболовская». Автор Е. Самойлов. 1980 год. Главархив
В число действующих она вошла 5 ноября 1980 года, когда были решены технические вопросы. Именно поэтому внешний облик «Шаболовской» заметно отличается от соседних, которые строились на два десятка лет раньше.
У входа в метро в день открытия станции «Шаболовская». Автор Е. Самойлов. 1980 год. Главархив
В конструктивном смысле это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Концептуальный дизайн связан с телевидением и радиовещанием, а многие элементы оформления перекликаются с находящейся наверху Шуховской башней.
Источник: mos.ru