На месте музея-заповедника «Коломенское», хорошо знакомого москвичам и туристам, раньше располагались села, жители которых занимались обслуживанием царской резиденции. Многие монархи с семьями проводили здесь лето. К началу ХХ века Коломенское, одно из этих сел, стало религиозным центром округи: здесь находились четыре действующие церкви. Крестьяне Коломенского в основном выращивали овощи, которые потом попадали на царский стол.
Экспозиция «Красота крестьянского быта», которую представили в комплексе «Усадьба коломенского крестьянина» на территории музея-заповедника, знакомит гостей с типичным домом жителя села и с предметами, которыми он пользовался. На выставке объяснят, для чего они были нужны, и обратят внимание на то, как крестьяне делали свою утварь красивее.
Дом внутри и дом снаружи
Едва ли не каждый крестьянский дом украшала резьба по дереву: на фронтоне — полотенца, на окнах — нарядные наличники. Такой декор выполняли в технике глухой либо прорезной резьбы. Первая выполнялась на сплошном фоне деревянной доски — так, что изображение возвышалось сплошным барельефом. Во втором случае доску прорезали насквозь. На выставке в «Коломенском» можно увидеть доски наличника, обработанные в обеих техниках. Крышу венчал охлупень — бревно, оканчивающееся фигурой того или иного животного, чаще всего коня.
Дом крестьянина состоял из трех основных помещений. В клети, которая часто представляла собой небольшую пристройку, хранили зерно и прочие запасы. Сени служили прихожей, кладовой или же гостевой в теплое время года. Горница была самой светлой, чистой и теплой комнатой в доме, ее украшали расписные сундуки и кованые светцы с завитками — такие же, какие можно увидеть на выставке. Светец напоминает вешалку-крючок, однако к одежде не имеет никакого отношения: в него вставляли горящую лучину — тонкую и длинную щепку сухого дерева (ее зажигали и освещали дом).
Главным атрибутом избы считалась печь: в ней готовили, она же обогревала дом. Кроме того, внутри нее было достаточно места, чтобы попариться, как в бане. Крестьяне считали, что такая процедура может излечить от многих болезней. Печную золу добавляли в мази. Зажиточные крестьяне украшали печи расписными изразцами.
Женское дело
Рядом с печью вешали рукомойник и полотенца с вышитыми орнаментами. На первый взгляд может показаться, что на них изображены случайные узоры и рисунки, но это не так. Изначально орнамент выполнял функцию оберега — считалось, что вышитая птица привлекает в дом тепло и свет, а геометрические фигуры защищают от болезней. Интересно, что функцию оберега выполняли и самые обыкновенные глиняные игрушки, сделанные родителями для малышей.
Для разглаживания ткани хозяйки использовали рубель — деревянную доску с вырубленными поперечными желобками, прообраз современного утюга. После стирки белье наматывали на скалку, а потом раскатывали рубелем по плоской поверхности. Из ткани уходили остатки воды, одежда обретала аккуратный вид. На торце рубеля, представленного на выставке, высечено имя мастера, изготовившего его: «НикифорЪ».
Кроме того, можно увидеть трепало — еще один предмет, без которого не могла обойтись хорошая хозяйка. С его помощью обрабатывали лен: один конец пучка наматывали на кисть руки и били трепалом по свисающему концу, подергивая волокна наверх и поворачивая. Так же поступали и с другим концом. В результате получали длинные льняные волокна, из которых потом делали ткань.
В полях
Коломенское славилось овощными культурами, в особенности капустой и огурцами. Их доставляли прямиком к царскому двору. Уже к началу XX века выращивание этих овощей приобрело промышленные масштабы — крестьяне торговали ими оптом и в розницу, квасили и солили.
На выставке показывают предметы, которые крестьяне использовали в поле. Например, при посадке капусты не обойтись было без сажального кола. Это не просто орудие труда — многие из них украшали токарной резьбой, из-за чего они походили на настоящие произведения искусства и даже передавались по наследству.
Каждый крестьянин знал, сколько корма должна съесть корова, как вылечить коня, когда лучше сеять морковь, а когда удобрять почву. В этом ему помогали опыт предков, наблюдения за природой, а также энциклопедии крестьянского быта и журналы, в которых печатали краткие советы хозяевам. Некоторые из таких изданий тоже можно увидеть на выставке.
После революции 1917 года царскую усадьбу национализировали, и село Коломенское начало свой путь к превращению в музей-заповедник. Этому способствовал известный архитектор-реставратор Петр Барановский, предложивший рассматривать коломенские церкви как культурное достояние страны.