Москва, которой нет

Category: Город 20 0

Сегодня хотелось бы вспомнить Москву, которой уже нет.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые архитектурные памятники, которые по праву можно было бы назвать архитектурным культурным наследием.

За многие века Москва постоянно обновлялась, постоянно что-то перестраивалось и переделывалось, Москву опустошали пожары и новые власти. Конечно, лидером по уничтожению культурного наследия можно назвать 20 век, когда советские власти провозгласили «мы свой, мы новый мир построим» и пустили под бульдозер большую часть архитектурного культурного наследия.

Большой Каменный мост. На фото: Ф.Я.Алексеев — «Вид на Московский кремль со стороны Каменного моста». Между 1800-1810 годами.

Именно старый Большой Каменный мост постройки конца 17 века . В 18 веке он ещё действительно был самым большим и каменным, хоть и носил официальное название Всехсвятского моста. Подобно старым мостам Парижа и Флоренции он был весь застроен лавками, жилыми помещениями. Здесь с утра и до позднего вечера толпился народ.
К началу 19 века мост был капитально отремонтирован, разогнан и расчищен.
Мост продолжал быть Большим и Каменным, но в то же время перестал портить парадный вид Кремля грязным рынком.

В середине 1850-х сильно обветшавший Большой Каменный мост решено было снести и заменить металлическим трехпролетным. По свидетельствам очевидцев, несущие конструкции старого каменного моста были настолько прочными, что их пришлось взрывать.

Мост 1850-х также не дожил до нашего времени и в 1938 был демонтирован, а взамен чуть дальше по течению, ближе к Кремлю, был построен нынешний мост, также носящий название Большого Каменного, хоть и величины он ныне стандартной, а камня там практически нет.

Вознесенский монастырь.

По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 году.
Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения женщин — представительниц московского великокняжеского рода.
Несколько раз сгорал дотла.
После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована. Снесен в 1929 году.

Чудов монастырь. На фото: Чудов монастырь начала XX века. Трапезная палата с готическим крыльцом.

По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия. Получил название по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия.
Чудов монастырь был разрушен в 1930 году.

Собор Спаса на Бору.

Монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлевского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Основан в 1330 году.
Перестраивался в 1389, 1490, 1527, 1767 годах. На его территории были погребены: Князь Михаил Ярославович Тверской, жена Иваны Калиты княгиня Елена, мать Дмитрия Донского Великая княгиня Александра Ивановна Вельяминова, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный.
Храм Спаса на Бору был снесен 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П.Д.Барановский.
Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Стены и башни Китай-города.

Происхождение названия Китай-город до сих пор неясно. Одни историки указывают на то, что оно происходит от слова «кита», то есть вязанка жердей, из которых изначально строились укрепления старого города. Другие склоняются к тому, что это общий индоевропейский корень, обозначающий центральную часть города, в русском — это «китай», в итальянском — citta, в английском — city, во французском — cité и т.д.

Краснокирпичная крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2567 метров с 12 башнями строилась в правление Елены Глинской, в 1535—1538 годах, под руководством итальянского инженера Петрока Малого.
Целью строительства была оборона московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году. Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.

Как и многие другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в процессе сталинской реконструкции Москвы. Одной из причин была необходимость расширения дорожного полотна для автомобильного движения. В 1927 году сносятся Владимирские ворота, окончательный снос стены пришелся на 1934 год.

От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город», а также некоторые части стены в Китайгородском проезде.

Страстной монастырь. На фото надвратная церковь Страстного монастыря.

Страстной монастырь был основан в 1654 году царем Алексеем Михайловичем на месте встречи москвичами у ворот Белого города Страстной иконы Божией Матери, по которой он и получил своё название. В 1646 году, ещё до устройства монастыря, был построен пятиглавый храм Страстной иконы Богоматери. В 1649 году по повелению царя Михаила Фёдоровича из нижегородского имения князя Лыкова села Палицы в этот храм была перенесена чудотворная Страстная икона.
В 1778 году в обители случился пожар. в 1779 году по повелению Екатерины II монастырь был восстановлен.
В начале 1919 года кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом. 30 марта 1919 года Страстной монастырь был упразднен. В июне 1924 года в нем еще жили 204 монахини, а также студенты Коммунистического университета трудящихся Востока. В апреле 1928 года его помещения были переданы Центроархиву. Окончательно монастырь упразднен в 1928 году.
С начала 1929 года монастырь был превращен в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР.
В 1937 году в ходе реконструкции улицы Горького (ныне Тверская улица) и Пушкинской площади постройки Страстного монастыря были снесены. Ныне на месте монастыря — памятник А. С. Пушкину, сквер и кинотеатр «Пушкинский» (бывший «Россия»).

Красные ворота. На фото: Красные ворота на дореволюционной открытке.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны. Впоследствии его жена, Екатерина I, заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Через 8 лет эта арка сгорела при большом пожаре и была восстановлена в 1742 году по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году ворота опять сгорели в пожаре.
В 1753 году Д.В.Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I.
Попытки сноса арки Красных ворот предпринимались московскими властями еще в середине XIX века. Так, в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А.И.Дельвига. Арка и неподалеку стоящая церковь Трех святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки. Площадь, на которой они находились, сейчас называется площадь Красных Ворот. В 1935 году на этом месте была открыта одноименная станция метро, а в 1953 году над площадью возвысилась одна из сталинских высоток. В 1941 году площадь была переименована в Лермонтовскую. ее часть с внутренней стороны Садового кольца, примыкающая к «старому» вестибюлю станции метро, была заново переименована в площадь Красных Ворот в 1986 году.

Сухарева башня. На фото: Сухарева башня на открытке 1927 года.

Сухарева башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города.
Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М.И.Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу. Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф.Лефорта и Я.Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни». В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.

Сухарева башня считалась одной из главных достопримечательностей Москвы.
Газета «Рабочая Москва» 17 августа 1933 года опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И.Э.Грабарь, академик архитектуры И.А.Фомин и академик архитектуры И.В.Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения.
Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л.М.Кагановичу.

4 сентября Л.М.Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре.

18 сентября 1933 года из Сочи Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму № 40: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны».

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни. В в ночь на 11 июня 1934 года снос Сухаревой башни был завершен. После сноса башни по предложению Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. На фото: литография О.Кадоля, 1825 год.

Приходская церковь в Белом городе Москвы, на Покровке. Зодчим называют Петра Потапова.

Деревянная церковь известна с 1511 года. По ней прилегающие переулки были названы Большим и Малым Успенским (в наше время соответственно Потаповский и Сверчков).

В 1696—1699 годы на средства московского купца И.М.Сверчкова мастером Петром Потаповым была выстроена новая церковь.

По инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь зодчего, построившего церковь, а Малый Успенский — Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен храм. Луначарский использовал свой авторитет и власть, чтобы на время сохранить храм.

28 ноября 1935 года Моссовет под председательством Николая Булганина постановил: «Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул.Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести».

Архитекторы-реставраторы, среди которых был Петр Барановский, пытались защитить храм. Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей.
Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания.

Симонов монастырь. На фото: Симонов монастырь, картина XIX века.

Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником святого преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря.

Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорен в Смутное время.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесенных построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

 

Стоит посмотреть

Добавить комментарий