Московский календарь: 22 ноября 1960 года введена в строй после реконструкции первая очередь Московской кольцевой автомобильной дороги
Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) — автомобильная трасса в Москве, кольцевая автомобильная дорога, проходящая изначально полностью по административной границе города.
МКАД начал строиться в 1955 году. Первые планы строительства окружной дороги вокруг столицы появились вообще в 30-е годы, но их реализации помешала война.. Первый участок от Ярославского шоссе до Симферопольского шоссе был открыт в 1960. А уже в 1962 году кольцо замкнулось. Вот кадры со строительства, как раз в районе пересечения с Ярославкой.
Трассу строили изначально капитально. Все пересечения с другими дорогами изначально предполагались на разных уровнях. Даже вот такое незначительное, с шоссе, ведущим в деревню Абрамцево.
В итоге новая передовая трасса состояла из двух проезжих частей, по 7 м шириной и 2 полосы каждая, разделены они были 4-хметровым газоном. Сейчас ширина МКАДа — около 35 м. Освещения не было — трасса до начала 90-х была тёмной. В качестве покрытия использовались популярные на тот момент бетонные плиты. Обратите внимание на обочину — её специально делали такой гофрированной, чтобы вибрациями предупредить засыпание водителя и съезжание машины на обочину. Довольно долго такое не делали, а сейчас стали снова что-то подобное белой краской наносить (редко). Тогда же это реализовывали специальными плитами.
Вот можно же было когда-то просто встать на обочине МКАДа, обняться, подышать свежим воздухом..
На трассе было построено 33 лепестковых развязки и 2 моста через Москву-реку. Спасский (был выше на фото, назван в честь расположенной рядом деревни Спас) и Бесединский. МКАД сразу стал новой официальной границей Москвы и оставался ей до 1984 года, когда она впервые вылезла за его пределы.
Эти классические канонические лепестки. Помню, на всех картах Москвы рисовались их схемы, что наводило на мысль о том, что это верх инженерной мысли. Это потом в чью-то светлую голову пришла безумная идея будто даже этих «лепестков» недостаточно, надо ещё налепить сверху съездов друг на друга, и тогда, будто бы, пробки исчезнут… Исчезли, да.
25 лет магистраль более-менее справлялась с нагрузкой. Но к концу 80-х движение стало сильно плотным и встал вопрос о расширении магистрали. (о том, что пробки надо перебарывать другими методами в Союзе и близко не могли знать). Сперва уничтожили разделительный газон, добавив по одной полосе в каждую сторону. Это оказалось очень плохой идеей — отсутствие отбойника, освещения и высокие скорости 100+ приводили к частым лобовым столкновениям. Из-за чего МКАД начали называть «дорогой смерти».
В итоге назрела более масштабная реконструкция, и она началась уже в новое время, в начале 90-х при Лужкове. 1993 год. Расширить дорогу было решено с 3 до 5 полос, по раздельной полосе должны были появиться фонари.
Реконструкция длилась несколько лет, с ней было связано несколько коррупционных скандалов. В частности, строителей обвинили в том, что они «украли» по 10 см полотна с каждой стороны. Я, кстати, хорошо помню как про радио тогда говорили активно про это. Мне было тогда 12-13 лет, я пытался осознать эту необычную новость, которая стала наводить мысли о сути коррупции. Думалось, что вот реально же должно быть незаметно если на 10 см меньше будет. В масштабах 35-метровой дороги это же ничто, погрешность. Она явно должна быть где-то пошире, где-то поуже хотя бы из технических соображений. А с другой стороны.. С другой стороны, это ж тоже стоит денег. И если, скажем, эти деньги рассматривать в контексте одного человека, то ну не так уж и мало получится. Да, вот, наверное, многие чиновники карьеру с подобных мыслей начинали.. 1997 год. Фактов воровства, кстати, доказано не было.
Приведение МКАДа к более привычному нам виду. Сейчас, спустя годы, видим, расширение не помогло ни капельки. Все равно всё также точно стоит. Расширили бы тогда на 10 полос в каждую сторону, эффект был бы аналогичный.