До «Селигерской» и дальше: как метро шло на север столицы

Ретро

Готовят к открытию три станции Дмитровского радиуса салатовой линии метрополитена. Сегодня состоялся технический пуск этого участка. Жители районов на севере столицы ожидали метро более 50 лет.

Метро в Бескудникове на карте 1957 года

История планов строительства метро вдоль Дмитровского шоссе насчитывает более полувека. В 1960-м Москва расширилась: в состав столицы вошли все территории в пределах МКАД. На севере к городу присоединили Бескудниково, Дегунино, Коровино и другие села и деревни. Некоторые из них дали названия новым районам.

Здесь начали активно строить жилые дома, но вылетную магистраль так и не построили. Главной транспортной артерией осталось Дмитровское шоссе. Оно изначально было спроектировано как улица внутрирайонного сообщения, предназначенная для распределения местных потоков.

Жители Бескудникова и Дегунина столкнулись с большой проблемой. Узкое шоссе стало главной магистралью, соединяющей огромное количество новостроек с центром Москвы. Метро же не было и в помине. Наземный транспорт шел переполненным по Дмитровскому шоссе уже в 1960–1970-е годы.

Вдоль восточных границ жилого массива проходила железная дорога. Но это не сильно облегчало жизнь. Около Савёловского вокзала, на который прибывали электрички, станции метро тоже не было. Надо было добираться до «Новослободской».

https://www.mos.ru/upload/newsfeed/newsfeed/0-5964(1).jpg

Путепровод на Дмитровском шоссе (панорама). Автор Н. Кулешов. 20 октября 1965 года. Главархив

В 1966 году исполком Моссовета принял решение срочно реконструировать Дмитровское шоссе на участке от Малого кольца Московской железной дороги до Бескудниковского бульвара. Частичное расширение шоссе не сильно помогло. Необходимо было тянуть ветку метро в новые районы.

При этом на перспективных картах развития столичной подземки линия в Бескудникове появилась уже 60 лет назад!

В план развития Московского метрополитена 1957 года был включен Тимирязевско-Калужский диа­метр. Но первой начали строить его южную часть, которая появилась в течение нескольких лет. В 1962 году было открыто движение от «Октябрьской» до «Новых Черемушек». А потом линию соединили с отрезком «Проспект Мира» — «ВДНХ». Таким образом, оранжевая ветка прошла намного восточнее Дмитровского шоссе.

Предоставлено ГлавархивомПредоставлено Главархивом

Генплан 1971 года: снова несбывшиеся надежды

Затем Тимирязевский радиус появился в Генеральном плане развития Москвы 1971 года. Он должен был пройти от станции «Библиотека имени Ленина» че­рез «Новослободскую» и Савёловский вокзал, затем вдоль Дмитровского шоссе в Дегунино и далее до железнодорожной платформы Марк. А ответвление от Тимирязевского радиуса должно было пойти в Отрадное. Даже на схемах метрополитена стали обозначать новый строящийся участок от станции «Новослободская» до «Савёловской» и далее на север.

В 1979 году в районе развилки Дмитровского и Коровинского шоссе метростроевцы вырыли котлован. Но вновь жителям Дмитровки не повезло. Ситуация на севере Москвы изменилась. Активно застраивались районы, расположенные по другую сторону Савёловского направления Московской железной дороги, — Отрадное, Бибирево и Алтуфьево. Они были больше, чем Бескудниково и Дегунино. Ответвление превратилось в основную ветку. Серая линия двинулась в Отрадное.

Немного облегчила жизнь открывшаяся 7 марта 1991 года станция «Петровско-Разумовская». Теперь с севера Москвы не надо было ехать на наземном транспорте почти до центра — до «Новослободской» или «Савёловской». Но на северном отрезке Дмитровского шоссе все равно стояли в пробках вереницы автобусов и троллейбусов.
Жителям северных районов оставалось только дождаться, когда к ним придет другая линия метро — Люблинско-Дмитровская. Однако строительство салатовой ветки тоже продвигалось с огромным трудом. Первоначальные планы построить всю линию от Дегунина до Зябликова к началу XXI века разбились о реалии 1990-х годов.

28 декабря 1995 года с отставанием от плана по меньшей мере на пять лет (линию должны были запустить в пятилетку между 1986 и 1990 годами) все-таки удалось открыть первый участок линии «Чкаловская» — «Волжская» (без станции «Дубровка» и без перехода с «Крестьянской Заставы» на «Пролетарскую» — их доделали потом). Чтобы метро появилось в районе Дмитровского шоссе, оставалось пройти под землей еще около 16 километров.

Пророческая шутка студентов

1 апреля 1996 года на схемах метро внутри вагонов появился кружок с новой станцией «Физтех». Многие пассажиры подумали, что скоро на севере Москвы действительно появится еще одна станция (странно только, что раньше о ней никто ничего не говорил!), и начали обрывать телефоны метрополитена. Но это была всего лишь горькая шутка от студентов Московского физико-технологического института (МФТИ). Они точно так же давились в автобусах и переполненных электричках.

Надежд, что в реальности метро когда-нибудь придет в район поселка Северный и города Долгопрудного, не было в те годы никаких. Студенты напечатали в типографии наклейки со станцией «Физтех» и устроили, говоря современным языком, флешмоб.

Дела же с продлением линии на север обстояли в те годы плохо. Строительство перегонных тоннелей между «Чкаловской» и «Марьиной Рощей» в середине 1990-х было заброшено. Покрывшиеся ржавчиной тюбинги, затопленные шахты — так выглядела центральная часть будущей Люблинско-Дмитровской линии в начале XXI века.
В лишенных метро районах севера Москвы проживает около 450 тысяч человек. Альтернатив выехать было немного. Дмитровское шоссе стояло в пробках, электрички Савёловского направления были забиты битком. Двойная нагрузка падала и на Серпуховско-Тимирязевскую линию.

Чтобы исправить ситуацию, рассматривался вариант поменять последовательность строительства участков салатовой ветки: сначала проложить участок на север от «Петровско-Разумовской», а затем уже соединить его с центром города. Но этот план был отвергнут.

Лишь в середине нулевых строители вновь вернулись в заброшенные тоннели в центре Москвы. В 2007 году линия была продлена до «Трубной», в 2010-м — до «Марьиной Рощи».

Для того чтобы довести ветку до «Петровско-Разумовской», было предложено три варианта трассировки, из которых выбрали самый короткий. Линия на 60-метровой глубине проходит под Огородным проездом и улицей Милашенкова. Затем восточнее Дмитровского шоссе она пересекает Серпуховско-Тимирязевскую линию и идет дальше на север.
После 2010 года метро побежало на север ускоренными темпами. Первый новый участок «Марьина Роща» — «Петровско-Разумовская» протяженностью 5,5 километра запустили в сентябре 2016 года. Открыли три новые станции: «Бутырскую», «Фонвизинскую» и «Петровско-Разумовскую».
https://www.mos.ru/upload/newsfeed/newsfeed/sl(9123).jpg

Кстати, станцию «Петровско-Разумовская» Дмитровского радиуса начали строить одновременно с одноименной станцией серой ветки. Но если первую открыли еще в марте 1991 года, то на второй работы заморозили. Салатовая и серая ветки встретились на станции «Петровско-Разумовская» только спустя четверть века. Пересесть с одной линии на другую теперь можно, просто перейдя на другую сторону платформы.

Последние километры

Участок Люблинско-Дмитровской линии от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской» считается одним из самых сложных за всю историю метростроя. Чтобы протянуть пути через водонасыщенные грунты, специалисты применяли химическую заморозку.

На участке расположены три новые станции: «Верхние Лихоборы», «Окружная» и «Селигерская». Его протяженность — чуть больше шести километров.

https://www.mos.ru/upload/newsfeed/newsfeed/sl_okruzhnaya(1).jpg

Новый участок Люблинско-Дмитровской линии сильно разгрузит Серпуховско-Тимирязевскую линию, северный радиус Замоскворецкой ветки, а также наземный транспорт. По предварительным подсчетам, жители расположенных рядом районов будут тратить на дорогу в среднем на 20 минут меньше. Без пересадок они смогут доехать до центральных, юго-восточных и южных районов города. Кроме того, салатовая ветка пересекается почти со всеми линиями метро.

Станция «Окружная» войдет в состав одноименного транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Он будет включать станцию Московского центрального кольца, платформу Савёловского направления Московской железной дороги и остановку наземного транспорта. Кроме того, ТПУ разместится на пересечении с Северо-Западной хордой. «Окружная» станет одним из самых востребованных транспортных хабов столицы и создаст множество альтернативных транспортных маршрутов для жителей северных и северо-восточных районов.

После открытия «Селигерской» строительство метро в этом направлении продолжится. Планируется построить еще один участок Дмитровского радиуса, в него войдут станции «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Вряд ли кто-то из студентов МФТИ в 1996 году догадывался, что их первоапрельская шутка станет пророческой.

Источник: mos.ru

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий