Экскурсия по музею кино

Город

Сегодня мы отправимся на экскурсию в музей кино.

Согласитесь, кино — неотъемлемая часть каждого из нас. В выходные или в будни, в кинотеатре или дома, в самолете или в метро мы смотрим новинки или пересматриваем старые фильмы. Но с чего все начиналось: какая техника использовалась, в какие годы произошло развитие кинематографа — об этом нам рассказала Ольга Шин – хранитель фондов анимации и диафильма.

Наше путешествие в мир кино мы начинаем с основной экспозиции — «Лабиринт истории». Она посвящена отечественному кино и поделена на несколько залов.

Первый зал, куда мы попадаем, называется «Аттракцион» — посвящен он истории появления кино и дореволюционному кинематографу. Это тот период, когда к кино относились только как к развлечению, а зрители ходили смотреть на большом экране «записанные движения», именно так дословно переводится слово «кинематограф».

Экскурсия по музею кино 📽, изображение №2

До 1920-х годов кино не воспринималось как искусство, и были скептики, утверждавшие, что это модное развлечение, охватившее массы, скоро позабудется. Время показало, как они ошибались. Кинематограф был невероятно популярен в дореволюционной России — в первую очередь, благодаря своей доступности. Люди состоятельные ходили в театр, а за небольшую плату можно было попасть в кинотеатр и посмотреть те самые первые черно-белые немые фильмы.

Экскурсия по музею кино 📽, изображение №3

В музее представлена история знаковых фильмов российского дореволюционного кинематографа, а также и кино- и фототехника, в частности — коллекция «волшебных фонарей».

«Волшебный фонарь», также известный под латинским названием «Lanterna Magica» — это ранний тип проектора.

Внутрь первых «волшебных» фонарей, а они появились еще в 17 веке, ставили самую обыкновенную свечу. В специальную прорезь вставлялась картинка, нарисованная на стекле, и свет горящей свечи давал проекцию на экран. Так люди в темном помещении смотрели некий «аттракцион» и в те годы, это была действительно магия.

Экскурсия по музею кино 📽, изображение №4

Первые фильмы снимали преимущественно с одной точки: движения камеры там, конечно же, никакого не было, как и панорамы (одновременный плавный разворот камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси). Камера стояла на месте, оператор вручную крутил ручку камеры, а актеры играли примерно так же, как играли и на сцене театра, с той лишь разницей, что их снимали на пленку и это все происходило без зрителей.

Первые фильмы — это немые фильмы. Смысл происходящего объяснялся титрами, но возможность записать звук ( независимо от развития кино) появилась достаточно рано, благодаря фонографу Эдисона — того самого Эдисона, который мог создавать кино, но сосредоточился на звуке. В январе 1908 года Эдисон прислал в подарок Льву Толстому фонограф с просьбой записать свой голос для истории. Таким образом, для нас сохранился голос писателя, который вы можете послушать в Музее кино.

Экскурсия по музею кино 📽, изображение №5

Первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» вышел в 1908 году – через тринадцать лет после знаменитого показа Люмьеров в Париже.

Почему так произошло?! Иностранные компании, пионеры кинематографии: Пате, Гомон, Нордиск открывали представительства в России, нанимали операторов и снимали видовые фильмы. «Завод рыбных консервов в Астрахани» Пате, например. В то время такие фильмы вызывали не меньший интерес, чем игровые, ведь для большинства людей кинематограф был единственной возможностью увидеть города и страны, а также быт других народов. Поэтому главная причина, почему не получалось запустить собственное производство — это отсутствие своих камер.

Кстати, эти иностранные компании до сих пор существуют и снимают кино.

А вы знаете, как давно существует 3d кино?

На самом деле, первые эксперименты начались еще после войны. Было множество систем, позволяющих воспроизвести стерео изображение на экранах — какие-то более удачные, какие-то менее, но сам принцип нашего зрения — стерео видения, был известен очень давно.

стереоскоп

Популярный аттракцион на рубеже веков — стереоскоп.

Стереопара вставлялась в стереоскоп, центры напечатанных картинок примерно соответствовали оси человеческого зрения. Когда человек подносил глаза к окулярам, то видел объемное изображение. Можно сказать, это родоначальники vr-очков ;).

Перемещаемся в зал «Эксперимент». Здесь представлен кинематограф 20-х годов.

Экскурсия по музею кино 📽, изображение №7

В 1917 году происходит известное событие в истории нашей страны — революция. Однако после этого кинематограф еще почти два года находился в подвешенном состоянии.

27 августа 1919 г. Ленин подписал декрет о национализации кинематографа, и с этого момента все частные киноателье и киноконторы, которые существовали до революции, переходят под ведение государства. Именно в этот день мы и отмечаем день Российского кино.

Революция дала возможность прийти в кино целому поколению молодых людей, которые были одержимы идей революции не только политической, но и революции в искусстве. Они верили, что смогут создать нечто новое на обломках старого. Именно в этот период кинематограф начинает восприниматься как искусство. Появляются первые отечественные теоретики кино, монтажные теории, актерские новые школы. Это очень активный период не только в кинематографе, но и в культуре нашей страны.

Как же происходил монтаж фильма?!

Все фильмы монтировались за специальным монтажным столом. Сначала на просвете пленка отсматривалась, а затем на специальном прессе резались ненужные кадры. Срезки смазывали ацетоном, так как он немного растворял края пленки и при зажиме края склеивались. Конечно же, это все делалось не «намертво» и часто во время показов случались обрывы. Задача механика, который вручную крутил ручку проектора, – быстро эти обрывы склеить.

монтажный стол

Кстати, пленка хранилась в специальных банках. В таких банках около 10 минут готового фильма или же одна его часть. Фильмы хранились в частях, и чтобы зритель мог смотреть кино без пауз, специально для механика ставилась метка перед концом части, напоминающая о том, что скоро нужно будет поменять пленку.

Дальше мы попадаем в зону 30-х, 40-х годов — «Триумф и трагедия».

проектор Сталина

30-е годы — это Сталинский кинематограф. Время формирования системы наших кинозвезд: Любовь Орлова, Людмила Целиковская, Инна Макарова и др. Это камерное пространство, где люди смотрят веселые музыкальные комедии. Первый звуковой фильм вышел в Голливуде в 1927 году, у нас же такой появится только в 1931 году, а причины, как всегда, экономические.

Как только кино начинает «‎говорить»‎, оно, естественно, использует звук на полную катушку, и тогда мелодия начинает превалировать над изображением. Появляются мюзиклы и музыкальные комедии — веселые фильмы без особой драмы, где в конце всегда разрешается какой-то конфликт.

А за стенами этого праздничного кинематографа вторая половина 30-х годов –– пик репрессий. Здесь представлена фото-реконструкция «Бежина луга» — фильма Сергея Эйзенштейна, который был смыт с пленки по распоряжению Сталина, а также истории некоторых кинематографистов, которые стали жертвами репрессий.

Экскурсия по музею кино 📽, изображение №10

Не можем не упомянуть про уникальную идею в истории советского кино — кинопоезд Александра Медведкина. В поезде был полный цикл создания кино: от проявки пленки до маленького зала, где можно было посмотреть пробный материал. Александр Медведкин и его команда приезжали в отдаленные уголки страны, выгружались и с самого утра снимали кино с местными жителями, потом в течение дня его монтировали и уже вечером могли показать готовый фильм, так сказать, кино, сделанное «на коленках».

Увидеть макет такого поезда также можно в музее кино.

А познакомиться с остальными периодами в истории отечественного кинематографа: «Поэзия» (кино Оттепели, 1950-60-е), «Исповедь» (интеллектуальное, авторское кино 1970-х) и «Протест» (эпоха Перестройки, 1980-е) вы сможете самостоятельно в музее кино.

Уже в следующие выходные, 5 и 6 сентября, Москва отметит День города 😍 Это отличный повод посмотреть или даже пересмотреть кино, снятое на московских улицах. Списком своих любимых фильмов поделилась Ольга Шин – хранитель фондов анимации и диафильма в музее кино.

«Москва» — д/ф, Михаил Кауфман 1927 (Москва 20-х))

«Частная жизнь Петра Виноградова», 1934

«Светлый путь», 1940

«Верные друзья», 1954

«Девушка без адреса», 1957

«Я шагаю по Москве», 1963

«Застава Ильича», 1964 (и другие фильмы Хуциева)

«Москва слезам не верит», 1979

«Покровский ворота», 1982

«Такси-блюз», 1990

«Дюба-Дюба», 1992

«Москва» — режиссёр Александр Зельдович, 2000

Музей Кино

Адрес: проспект Мира, 119, павильон № 36

Время работы: ежедневно с 12:00 до 21:00, вход до 20:00. Выходной день — среда.

Источник

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий