Где найти в Москве самые красивые дворы

Город

Пугающие, но манящие, таинственные и романтичные — они привлекают художников, фотографов, поэтов и влюбленных, скрываясь за известными фасадами центральных столичных улиц. Стоит только свернуть в нужный глухой дворик. Какой — мы вам подскажем!

Арбат, дом 51, корпус 1

В середине XIX века дом № 51 на Арбате принадлежал статскому советнику Николаю Васильчикову. В 1912 году новый владелец дома, купец Василий Панюшев, решает достроить три корпуса и заказывает проект доходных домов архитектору Владимиру Казакову. Новые корпуса в народе прозовут «казармой» и «муравейником» за свой мрачный, давящий, аскетичный вид. Соседние с первым корпусом-колодцем дома № 2 и № 3 вспоминал в своих мемуарах писатель Анатолий Рыбаков, а в самом 51-ом доме в разные годы жили поэт и писатель Николай Зарудин, поэт Александр Блок, литературовед Александр Коган и историк Евгений Тарле.

Армянский переулок, дом 7

Доходный дом в Армянском переулке, 7 был построен по заказу княгини Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой в 1899 году. Его, на первый взгляд, изобилующая отделка придает легкий, воздушный, по-женски кокетливый вид. Здесь жили ученые и общественные деятели, а писатель Юрий Нагибин не раз вспоминал возвышавшийся в переулке дом.

Большая Дмитровка, дом 7/5, строения 3-4

С начала XIX века этот дом пережил не одну реконструкцию. После первой реставрации в 20-30 гг. XIX века усадьба была отдана под постойную повинность. При реконструкции в 1854 году, чтобы увеличить внутреннюю площадь двора, были застроены арочные проезды с Камергерского переулка и надстроены третьи этажи над флигелями, а в 70-е гг. достроили северный флигель. В 1866 году одну из квартир снимала семьи Льва Толстого. Именно в этом доме писатель впервые публично прочел начало романа «Война и мир». Местные жители говорят, что на первых этажах до сих пор сохранились лестницы и анфилады прошлого столетия.

Большая Дмитровка, дом 22

Один из красивейших домов улицы — доходный дом Московского товарищества для ссуды под заклад движимых имуществ, построенный в 1904-1905 гг. известным архитектором А. В. Ивановым. Пятиэтажное здание выделяется своим фасадом — тремя треугольными эркерами и арочными нишами с балконами.

Большая Садовая улица, дом 10

Построенный в 1908 доходный дом И. Д. Пигита прославился своими знаменитыми постояльцами. Здесь жили писатель Михаил Булгаков, художник Петр Кончаловский, живописец Аристарх Лентулов, общественный деятель, историк и приближенный Ленина Владимир Бонч-Бруевич, архитектор Сергей Шуцман и другие представители научной и творческой интеллигенцией. В доме до сих пор сохранились выполненная в стиле модерн лепнина, отделка, кованые решетки. Сегодня в доме располагается государственный Музей Михаила Булгакова.

Климентовский переулок, дом 6

Доходный дом М. И. Бабанина, построенный накануне Первой мировой войны, сыскал среди старожилов плохую репутацию — после революции он был «отобран» у богачей и превращен в коммуналку, а местная «бабановская шпана» славилась своей бесшабашностью на всю округу. Отличает дом гармоничное сочетание в декоре московского ампира и модернизированной неоклассики.

Кривоколенный переулок, дом 14

В 1910-х часть бывших владений князя Якова Долгорукова перешла в собственность дворянина Евгения Скальского, где он заказал постройку семиэтажного доходного дома. Архитектор Иван Кондратенко, пытаясь максимально застроить территорию, сохранил, однако, родной излом красной линии Кривоколенного переулка, потому фасад здания делится на три части, полностью совпадая с изгибом переулка, а во дворе-колодце поместился складской корпус. Помимо известных на всю столицу фирменных магазинов и лавок, здесь в 1921 году разместилась редакция первого советского толстого журнала — «Красная Новь». Там работал Максим Горький и публиковались Сергей Есенин, Юрий Олеша, Владимир Маяковский, Анна Ахматова и многие другие.

Малый Козихинский переулок, дом 8/18

Предположительно именно здесь поселил Михаил Булгаков свою Аннушку. Классический доходный дом по заказу купца В. Н. Субботина был построен русским архитектором, одним из мастеров московского модерна Петром Харко.

Мясницкая улица, дом 26

Огромный дворец с массивным парадным входом, полукруглыми окнами и легкой колоннадой с начала XVIII века гордо носит звание Московского Императорского почтамта и телеграфа. Именно здесь, в квартире почт-директора Ивана Пестеля, родился будущий декабрист Павел Пестель. За века своего существования комплекс зданий почтамта не раз перестраивался и реконструировался. Сейчас ансамбль включает 17 строений, а центральный операционный зал закрыт из-за аварийного состояния. Здесь работает Музей почтовой связи и Московского почтамта, где представлены уникальные документы и предметы, связанные с работой российской почты, телеграфа, телефона и радио.

Никитский бульвар, дом 7

В усадьбе графа Александра Толстого свои последние годы жизни провел писатель Николай Гоголь. Здесь же автор и сжег перед смертью свои рукописи. Сегодня тут располагается мемориальный центр «Дом Гоголя», а во дворе стоит памятник писателю — работа скульптора Николая Андреева.

Никитский бульвар, дом 12

Расположенная по этому адресу бывшая городская усадьба Власовых — М. Г. Дашкевича внесена в список объектов культурного наследия регионального значения: в своем первоначальном облике сохранились главный корпус постройки 1817 года, два флигеля (1846) и хозяйственный корпус (1846).

Солянка, дом 1, строение 2

Здесь снимался «Брат», тут находили настоящий клад, а в подвалах хранились тонны соли! На месте Соляного двора, который располагался по этому адресу с XVII по XX вв., было построено Московское купеческое общество, включающее шестиэтажные жилые корпуса с магазинами и лавками на первых этажах. В 1913 году во дворе комплекса нашли глиняный горшок с золотыми монетами времен Ивана IV, Федора Ивановича и Бориса Федоровича. Также в подвале дома на Солянке снимали гибель планеты Десса из фантастического фильма «Через тернии к звездам».

Сретенский бульвар, дом 6, строения 1-2

Эти два дома, оформленные в духе позднего итальянского ренессанса, всегда выделялись своим изысканным аристократизмом. Впрочем, и позволить себе снять квартиру в одном из, в прошлом, доходных домов могли лишь состоятельные люди. В разные годы здесь размещался Наркомпрос (после Октябрьской революции), кабинет Анатолия Луначарского, Главное артиллерийское управление РККА. Тут жили ученые, общественные деятели, поэты и писатели, а в 1960-х чердак дома, где располагались мастерские художников Юло Соостера и Ильи Кабакова, стал центром столичного андеграунда.

Старый Толмачевский переулок, дом 17

Красивый и отреставрированный особняк постройки 1917 года в прошлом веке принадлежал архитектору С. Е. Антонову и являлся классическим доходным домом.

Страстной бульвар, дом 4, строение 3

Над комплексом доходных домов на Страстном бульваре, 4 по заказу князя К. А. Горчакова работал знаменитый архитектор тех времен Иван Мейснер. Все строения возведены в 1901 году. В 1905 году в доме открылся один из первых кинотеатров.

Тверская улица, дом 6, строение 6

Саввинское подворье, построенное в 1907 году архитектором Иваном Кузнецовым, выполнено в сказочном русском стиле с элементами модерна и барокко. Задумывалось оно как конторско-гостиничное здание, а потому воплотило в себе разнообразие национальных и популярных в то время стилей. Однако в ходе реконструкций улицы в 1938-1940 гг. часть комплекса была безжалостно снесена, а весь дом застроился «сталинками». Увидеть красоту здания в полный его размер можно лишь с юго-восточного торца.

Тверская улица, дом 12

Доходный дом в стиле модерн в 1901 году по заказу товарищества «А. Бахрушин и сыновья» был построен известным архитектором Карлом Гиппиусом. Прямо за ним архитектор возвел еще четыре доходных дома. Весь комплекс считается ярким историко-культурным памятником и образцом московского доходного домостроения XIX-XX вв. Здесь в кабинетах Центрпечати в 1921 году на граммофонную пластинку записали несколько речей Ленина.

Тверская улица, дом 27, строение 1

Жилой дом, построенный архитектором Иваном Соболевым в послевоенные годы, включает три старых здания. Тут в разные годы жили писатель Александр Фадеев, а также актриса театра и кино Ангелина Степанова.

Трехпрудный переулок, дом 9

Здание «Товарищества скоропечатни А. А. Левенсона» стало первой в столице постройкой, выполненной в стиле модерн. Архитектор Федор Шехтель объединил в своей работе лаконичность, минималистичность и практичность: дом не отличается обилием декора, но зато имеет множество крупных окон, что важно для типографии, а каждый этаж был рассчитан на один рабочий цех. Здесь на свои сбережения сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» выпустила Марина Цветаева.

Трехпрудный переулок, дом 11/13, строение 1

С самого своего появления, с 1913 года, эти доходные дома окружены вниманием артистов театра и кино, музыкантов и литераторов. Здесь жил советский театральный деятель Борис Филиппов, актриса театра и кино Людмила Гурченко, а также располагались Имперский русский балет и московский театр документальной пьесы Театр.

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий