16 июля 2004 года в США состоялась премьера фильма «Превосходство Борна», основные события которого разворачиваются в Москве. По случаю 15-летия вспоминаем эту и еще девять иностранных картин, герои которых оказываются в российской столице.
От самых популярных до малоизвестных — 10 иностранных фильмов, в которых фигурирует Москва — бутафорская, снятая в Европе или самая настоящая.
- «Превосходство Борна», режиссер Пол Гринграсс, США — Германия, 2004 год
- «Не отпускай меня», режиссер Дэлмер Дейвс, США, 1953 год
- «Годзилла: парад монстров», режиссер Исиро Хонда, Япония, 1968 год
- «Собачье сердце», режиссер Альберто Латтуада, Италия — ФРГ, 1975 год
- «Москва на Гудзоне», режиссер Пол Мазурски, США, 1984 год
- «Красная жара», режиссер Уолтер Хилл, США, 1988 год
- Многосерийный фильм «Мастер и Маргарита», режиссер Мацей Войтышко, Польша, 1989 год
- «Полицейская академия — 7: миссия в Москве», режиссер Алан Меттер, США, 1994 год
- «Обитель зла: возмездие», Пол У.С. Андерсон, США — Германия — Канада — Франция, 2012 год
- «Несмотря на падающий снег», режиссер Шамим Сариф, Великобритания — Канада, 2016 год
«Превосходство Борна», режиссер Пол Гринграсс, США — Германия, 2004 год
Сиквел «Идентификации Борна» (2002), в которой герой Мэтта Дэймона, бывший агент ЦРУ и профессиональный убийца Джейсон Борн, впервые появляется без одежды и памяти, а к финалу спасает Белый дом, вышел двумя годами позже. В основу картины, как и в случае с «Идентификацией», лег одноименный роман американского писателя Роберта Ладлэма. Фальшивый российский паспорт на имя Фомы Киняева, найденный Борном в первой части, в «Превосходстве» вырос в полноценную командировку по шпионским делам в Москву.
Эта часть фильма достаточно короткая, но насыщенная. После злоключений на Гоа, в Неаполе и Берлине, Борн приезжает в Москву. Здесь живет Ирина Нески (Оксана Акиньшина), родителей которой много лет назад Борн убил на спецзадании. Главный герой прибывает в столицу поездом из Берлина, ломая всякую логику устройства железных дорог России: выходит он не на Белорусском вокзале, а на Киевском. Дело, конечно, не в неосведомленности съемочной группы — просто дебаркадер Шухова в кадре выглядит очень эффектно. Это не единственная неточность в картине: многие московские сцены в действительности были сняты в Берлине.
Самый известный фрагмент фильма — погоня по столичным улицам за российскими злодеями, которые плохо говорят по-русски и носят неудобоваримые фамилии, — снимался все-таки в настоящей Москве. На «Фрунзенской», возле Московского дворца молодежи, Борн запрыгивает в пустое такси и мчит через Ивановскую горку, Рождественский бульвар, Трубную площадь, набережные Тараса Шевченко и Раушскую. Пункт назначения Борна — Отрадная улица, то есть район Отрадное. Но на самом деле съемки проходили в Крылатском. Колоритные бело-голубые многоэтажки, так хорошо знакомые каждому москвичу, впервые засветились в голливудском кино.
Ставил сцену российский каскадер Виктор Иванов. Пришлось угробить несколько автомобилей, но не зря: погоня получила премию «Таурус» в номинации «Лучшая машина».
«Не отпускай меня», режиссер Дэлмер Дейвс, США, 1953 год
В 1950-е, в разгар холодной войны, во время пропаганды сенатора Маккарти и составления черных списков тайных коммунистов и им сочувствующих, снять в Голливуде фильм о том, как американский гражданин живет в СССР, было очень смелым решением. Однако картина «Не отпускай меня» Дэлмера Дейвса никаких проблем с экранизацией не имела, ведь Советский Союз в ней показан как адская тоталитарная машина, покинуть жернова которой можно только ценой невероятных усилий.
События фильма начинаются 9 мая 1945 года в Москве. Американский журналист Филип Сатерленд (Кларк Гейбл) живет здесь уже несколько лет. Он освещал военные события, а теперь радуется перспективе писать исключительно о мирной жизни. Вскоре он встречает любовь всей своей жизни — приму балетной труппы Большого театра Марью Ламаркину (прекрасная Джин Тирни). Марья говорит американскому подданному «да!», но, расписавшись в посольстве США, они узнают, что на родину мужа новобрачная поехать не сможет. Чтобы познакомить миссис Сатерленд с американскими свекрами, Филипу придется проявить терпение и изобретательность — дождаться гастролей Большого в Таллине, прийти на представление в медицинском халате и увезти будто бы упавшую в обморок балерину якобы в больницу.
Конечно, приехать в СССР во время холодной войны, чтобы снимать фильм про влияние этой самой войны на жизнь простых людей, было немыслимо. Поэтому Москва, а точнее Красная площадь, мелькает в кадрах исторической хроники лишь в начале. Основная часть натурных съемок прошла в Великобритании.
«Годзилла: парад монстров», режиссер Исиро Хонда, Япония, 1968 год
«Парад монстров» стал девятой картиной о доисторическом ящере Годзилле, вернувшемся к жизни мутантом из-за испытаний водородной бомбы. Режиссер Исиро Хонда поставил добрую половину из них, включая первую. На сегодняшний день в Японии снято почти три десятка лент о деструктивных приключениях Годзиллы, разъяренного техническим прогрессом.
Действие в «Параде монстров» происходит в 1999 году. Годзилла и восемь других гигантских чудовищ пойманы и отправлены на небольшой японский остров для изучения. Но идиллию нарушает инопланетный разум — злые гуманоиды подчиняют себе монстров, освобождают их и натравливают на крупнейшие города мира: Нью-Йорк, Пекин, Париж, Лондон и Москву.
В столице СССР появляется Радон — гигантский птеранодон черного цвета, запрограммированный на уничтожение древних куполов и башен.
Спецэффекты 1968 года сегодняшнему зрителю, избалованному технологиями, кажутся смешными. Города, в том числе Москва, — явно игрушечные. Картина специфическая и представляет, скорее, историческую ценность, чем художественную. Хотя увидеть ее стоит всем интересующимся японским кино. Помимо механических тварей, в ней снялись звезды первых кайдзю-фильмов (японских фильмов о монстрах) Акира Кубо, Дзюн Тадзаки и Есио Цутия.
«Собачье сердце», режиссер Альберто Латтуада, Италия — ФРГ, 1975 год
В это сложно поверить, но первая киноверсия «Собачьего сердца» Михаила Булгакова вышла не в СССР, а в Италии. За 13 лет до выхода фильма Владимира Бортко за историю о превращении пса Шарика в пролетария Полиграфа Полиграфовича взялся итальянский неореалист Альберто Латтуада, экранизировавший за свою жизнь немало русской классики — от «Шинели» до «Капитанской дочки».
У «Собачьего сердца» Латтуады и Бортко похожее начало — зимняя Москва, вьюга, пес, рассуждающий о судьбе пролетариата и своей жалкой жизни. Расхождения начинаются с первых сцен в Калабуховском доме: профессор Преображенский у Латтуады в исполнении Макса фон Сюдова циничный и жесткий, доктор Борменталь — завистливый и неприятный, а очеловеченный Бобиков (так зовут в итальянской версии Шарикова) — не отвратительный хам, а наивный и очаровательный дикарь, «бедный бесенок», как называет его горничная Преображенского Зинуша. Чего стоит сцена, в которой создатели вырывают у Бобикова выданную Швондером переписку Энгельса с Каутским и бросают ее в камин! Понятная ассоциация расставляет все акценты: по мнению Латтуады, идеи фашизма зарождаются в таких интеллигентах, как Преображенский с Борменталем.
Достоверности в изображении Москвы 1920-х в фильме немного. Натурные съемки частично проходили в Ленинграде, а большая часть сцен снята на студии Чинечитта в Риме. Все очень условно, поэтому отдельное удовольствие — рассматривать детали в кадре. Среди граффити, которыми пестрят стены «московских» улиц в итальянском фильме, попадаются весьма занятные и неожиданные — например, слово «свекла».
«Москва на Гудзоне», режиссер Пол Мазурски, США, 1984 год
Один из немногих американских фильмов о русских, создателям которого удалось избежать «клюквы». Причины этого успеха кроются в семейной истории режиссера. Дед Пола Мазурски эмигрировал в США в начале ХХ века из Киева. К 50 годам мысли о судьбах русских эмигрантов в Америке заставили Мазурски снять один из своих самых пронзительных фильмов. Главную роль — Володи Иванова — сыграл Робин Уильямс, причем настолько убедительно, что впору усомниться в отсутствии у него русских корней.
Несмотря на то что музыкальная карьера в оркестре цирка достигла потолка, а в магазинах приходилось стоять в огромных очередях за дефицитными туфлями, Иванов особенно не жаловался на жизнь в СССР. Однако случайно выпавший шанс остаться после гастролей в Нью-Йорке он использовал. Довольно быстро музыкант понимает, что за красивой картинкой американской мечты скрываются свои сложности, что чужая страна совсем не такая дружелюбная, как показалась ему вначале, но обратного хода не дает. И даже заставляет высланного за ним агента КГБ обосноваться на Гудзоне.
Получить разрешение на съемки в СССР, по сути, антисоветского фильма было невозможно, поэтому в роли Москвы выступает Мюнхен. Зато в картине много русских актеров, незадолго до съемок эмигрировавших в США: Савелий Крамаров, Александр Бениаминов, Илья Баскин. В эпизодической роли певца появляется Михаил Шуфутинский, проживший в США более 20 лет — с 1981 по 2003 год.
«Красная жара», режиссер Уолтер Хилл, США, 1988 год
Пожалуй, «Красная жара» — первый фильм, который приходит в голову при упоминании о голливудском кино, снимавшемся в Москве. Арнольд Шварценеггер в образе неподкупного милиционера, терминатора во плоти и папахе с кокардой, говорящий на ломаном русском языке с каменным лицом, — такое, правда, невозможно забыть. Но не стоит относиться к этой роли Шварценеггера слишком легкомысленно. Актер подошел к ней крайне ответственно. Он много раз подчеркивал, что искал вдохновение в старом голливудском фильме «Ниночка» с Гретой Гарбо в роли строгой партийной работницы Нины Якушовой, прибывшей из СССР в Париж по делам. По ходу действия товарищ Нина влюбляется в парижанина, открывает в себе бездну неожиданных эмоций и становится Ниночкой. Работая над ролью в «Красной жаре», Шварценеггер решил, что его капитан милиции Иван Данко тоже пройдет эту трансформацию благодаря общению с американским коллегой.
Капитан Данко ловит грузинского мафиози Виктора Руставили, который пытается наладить сбыт запрещенных веществ в Советском Союзе. Действие фильма начинается в Москве, затем Данко отправляется вслед за Руставили в Чикаго. Здесь ему предстоит работать со своей полной противоположностью — полицейским-весельчаком Артом Ридзиком (Джеймс Белуши).
Московские съемки прошли в основном на Красной площади. Правда, снимали ее очень скомкано и с ручных камер. Разрешения на съемки были нечеткими, создатели не поняли, что можно снимать, а что нельзя, и решили перестраховаться. Шварценеггер появляется в кадре на площади всего на несколько секунд в самом конце фильма. Основная же часть «московских» натурных съемок проходила в Европе, в частности в Будапеште.
В картине задействованы два советских актера, эмигрировавших в США. Олег Видов играет напарника Данко, Савелий Крамаров — сотрудника советского консульства.
Многосерийный фильм «Мастер и Маргарита», режиссер Мацей Войтышко, Польша, 1989 год
В Польше главный роман Булгакова очень популярен и даже входит в школьную программу. До Мацея Войтышко другой польский режиссер, Анджей Вайда, снял фильм «Пилат и другие», сконцентрировавшись на ершалаимской линии романа. Но это не экранизация, а, скорее, вольная интерпретация. Войтышко уместил весь текст романа в четыре серии, заслужив своим бережным отношением к первоисточнику высокую оценку кинокритиков и булгаковедов.
К сильным сторонам можно отнести и актерские работы Анны Дымны (Маргарита, или Малгожата), Густава Холубека (Воланд), Владислава Ковальского (Мастер) и Януша Михаловского (Коровьев). Из минусов — слабо сделанные спецэффекты. Это связано с очень небольшим бюджетом — сериал снимали на видеокамеру и экономили на всем. Москва, снятая в Варшаве, выглядит так же неубедительно, как полет Маргариты над городом. Но в остальном экранизация очень интересна.
«Полицейская академия — 7: миссия в Москве», режиссер Алан Меттер, США, 1994 год
Бессменный продюсер «Полицейской академии» Пол Масланский хотел снимать в СССР еще шестую часть фильма, но договориться не удалось. А вот с заключительной частью все сложилось: комедию Алана Меттера сняли в Москве — правда, уже не советской, а российской столице.
Полицейская академия во главе с комендантом Лассардом (Джордж Гейнс) прибывает в Москву. Она помогает столичной милиции поймать криминального авторитета Константина Конали (Рон Перлман), который решил захватить власть над страной через популярную игру The Game, работающую как компьютерный вирус. Абсолютно безбашенные, но добрые и справедливые полицейские, заручившись поддержкой российской милиции, выводят злодея на чистую воду. Не видать ему Красной площади и мавзолея! А вот зрителям — видать, и еще как: в кадр попали не только они, но и отель «Балчуг» с окрестностями, главный корпус МГУ, Большой театр, Новодевичий монастырь, Парк Горького, Петровка, 38 и многие другие известные здания.
«Обитель зла: возмездие», Пол У.С. Андерсон, США — Германия — Канада — Франция, 2012 год
Мила Йовович в интервью часто называет себя русской. Ее мать Галина Логинова — советская и американская актриса. Йовович вместе с мужем Полом Уильямом Андерсоном приезжала на премьеру пятой части «Обители зла» в Москву, ей же принадлежала идея снимать часть сцен в российской столице. Съемочной группе предоставили Красную площадь на целых пять часов, но что еще более удивительно — пустили в московское метро (в кадр попала станция «Арбатская»). Хотя попасть туда очень непросто не только иностранным съемочным группам, но и российским. Сыграло роль происхождение и особое отношение Йовович к России или что-то другое — неизвестно.
«Несмотря на падающий снег», режиссер Шамим Сариф, Великобритания — Канада, 2016 год
Режиссер и писательница Шамим Сариф сняла шпионскую драму «Несмотря на падающий снег» по собственной новелле. Большая часть действия разворачивается в Москве в 1950-е. Девушка Катя (Ребекка Фергюсон) потеряла родителей во время сталинских репрессий, она ненавидит режим и становится американской шпионкой. К сожалению, настоящую Москву в кадре увидеть не удастся — съемки проходили в Белграде. Зато удастся увидеть в небольшой роли Чарльза Дэнса — Тайвина Ланнистера из «Игры престолов».