Московский бестиарий: кто притаился на фасадах домов столицы

Город

Москва вобрала в себя множество архитектурных стилей – от деревянного зодчества XV века до конструктивизма. Русские и зарубежные архитекторы, работавшие в столице в разное время, вносили в ее облик что-то новое, а самые смелые эксперименты и самые изысканные «украшательства» пришлись на эпоху модерна, то есть на конец XIX – начало XX века.

В этой публикации вы узнаете, где отыскать фантастические создания, которые притаились на фасадах домов.

Дом страхового общества «Россия»

— Балконы главного фасада стерегут, глядя на Тургеневскую площадь, химеры со слоновьими хоботами-флейтами. Круглые эркеры поддерживают стайки летучих мышей, а балконы в проезде между корпусами – хищные птицы, напоминающие знаменитых гаргулий Нотр-Дама. Если приглядеться, на фасадах можно увидеть и саламандр – в представлении средневековых магов и алхимиков эти земноводные не горели в огне. Есть здесь и образы более реальных животных: грозный лев устроился возле циферблата, пеликан – в нише под часовой башней, ястребы – по соседству с ним.

— Разглядывать эти уникальные здания можно долго – в их декоре, помимо фигур вымышленных и реальных животных, использованы античные, средневековые и барочные мотивы. Тимпан фронтона украшает горельеф – сюжетная композиция, герои которой – философы античности. На фасадах со стороны Боброва переулка можно увидеть крылатые женские фигуры, выполненные в виде корабельных ростров, а в основаниях небольших колонн – амуров.

Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех

— Вашков (архитектор) черпал вдохновение для этой работы во Владимире. Образы сказочных зверей частично повторяют барельефы Дмитриевского собора – храма XII века. Однако это не точные копии, а их образное прочтение в укрупненном масштабе и гротескной прорисовке. Кого здесь только нет: грифоны, драконы, жар-птицы, коронованные лебеди, огнедышащие псы, птицы о двух главах и в гордом одиночестве лев с человеческим лицом и роскошными усами.

— Часть квартир в доме предназначались для временного проживания нуждающихся прихожан церкви Святой Троицы на Грязех, часть сдавалась внаем. Изначально здание было четырехэтажным, с шатровыми башенками по краям. В 1945 году надстроили еще два этажа – из-за этого ряд верхних барельефов был утрачен.

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий