У всякой страны на земном шаре есть свой архитектурный символ. Для Франции им стала Эйфелева башня. Для Англии — БигБен, высокая колокольня с часами. Для Америки — статуя Свободы. Для Египта — древние пирамиды. А есть ли такой символ у нас в России? Конечно же есть! В Москве на Красной площади стоит удивительный собор — резной, кружевной и ажурный, из красного и белого камня, с пёстрыми куполами, похожий на сказочный город неведомого царства-государства. Это храм Василия Блаженного, гордость столицы и архитектурный символ нашей страны. Но много ли мы знаем о нём? О храме Василия Блаженного создано множество легенд, но и без них это одно из самых загадочных и необычных зданий Москвы.
Вот для начала загадка: один ли храм перед нами или несколько? Ну что за вопрос! Вроде бы один — с множеством причудливых главок и высокой колокольней. А вот и нет! Оказывается, здесь на одном основании стоят сразу несколько храмов. И знаете сколько? Десять! Если посмотреть на собор сверху, то мы увидим, что он похож на восьмиконечную звезду. Восемь церквей-лучей тесно прижались друг к другу вокруг самого большого центрального храма. Чуть особняком, под шатровым куполом стоит колокольня. Так что это не просто храм, а целый городок храмов, соединённых между собой галереями и перекрытиями. Но почему же архитекторы решили построить столько храмов на одном фундаменте? Потому что так они представляли себе «град обетовaнный» — прекрасный небесный город, где нет горя и печали, а только покой, радость и благодать.
Восьмиконечная звезда считается символом Богородицы, поэтому первоначально вокруг центрального Покровского храма предполагалось возвести восемь храмов«лучей», то есть всего девять. Но позже, в связи с особым почитанием святого Василия Блаженного, был построен в его честь девятый храм-«луч».
1) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
2) Церковь Киприана и Иустины.
3) Церковь Григория Армянского.
4) Церковь Входа Господня в Иерусалим.
5) Церковь Варлаама Хутынского.
6) Церковь Василия Блаженного.
7) Церковь Святой Троицы.
8) Церковь Трёх Патриархов (Иоанна, Александра и Павла Нового).
9) Церковь Александра Свирского.
10) Церковь Николы Великорецкого.
11) Колокольня.
Кроме того, этот храм — ещё и царская благодарность. Благодарность Богу царя Иоaнна Васильевича Грозного за победу над Казанским ханством. Казанское ханство граничило в то время с Московским царством. Сейчас мы живём в одной стране и отношения между нашими народами мирные и дружные, а в те времена два государства постоянно воевали. В конце концов победило Московское царство, и в честь этой победы царь Иоанн пообещал выстроить в Москве такой красивый храм, какого не бывало ещё на Руси. И дал он этому храму название…
Как называется собор Василия Блаженного?
Вот так вопрос! Так и называется: Собор Василия Блаженного. Но это не совсем так. Его название — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, то есть Покровский собор. Покрова Пресвятой Богородицы — потому что центральный и самый большой храм был освящён в честь этого любимого на Руси церковного праздника. И именно в этот праздник русские войска взяли Казань. А на каком таком рву? Нет там никакого рва! Действительно, сейчас нет, а несколько сотен лет назад был. Глубиной с четырёхэтажный дом, а шириной и того больше — с двенадцатиэтажный, 36 метров! Этот ров был оборонительным укреплением Московского Кремля. Время тогда было неспокойное, нападали на Москву и татары, и ногайцы, и литовцы.
Но почему же Покровский храм стали называть собором Василия Блаженного, причём прежнее название чуть ли совсем не забылось? Кем же был этот Василий?
Был этот человек юрoдивым, от старинного славянского слова «юрoд», что означает «дурачок». Опять загадка: зачем же дурака уважать? Да ещё храм возводить в его честь? Давайте узнаем!
Юродивым Василия называли потому, что он часто поступал очень странно. Например, стоят на базаре калачник и квасник, продают свой товар. Вдруг появляется Василий, опрокидывает лотки, и всё летит в грязь. Продавцы ругаются, все возмущаются, а потом кто-нибудь пробует остатки продуктов и кричит: «Люди добрые, а в калачной-то муке мел да известь подмешаны, а квасто прокисший!» Вот и получается, что юродивый Василий вроде и поступал, казалось бы, по-дурацки, но на пользу людям.
Блаженный Василий жил праведной жизнью, умел видеть будущее, обличал ложь и несправедливость. День и ночь он молился, ночевал на пaперти: и в дождь, и в жару, и в стужу.
— Не холодно ли тебе, Васенька? — спрашивали его люди.
А он улыбался и отвечал:
— Люта зима, зато сладок рай Божий!
Родители Василия были простыми крестьянами, звали их Иаков и Анна. Когда мальчик подрос, его отдали учиться сапожному мастерству. Дар предвидеть будущее обнаружился у Василия почти случайно в 16 лет. Один человек попросил сшить ему такие сапоги, чтобы им сносу не было. Хозяин мастерской обрадовался хорошему заказу, а Василий загрустил: «Просит себе сапоги на много лет, а сам скоро умрёт и даже не обует их». Слова юноши сбылись. После этого случая москвичи поняли, что это особенный человек.
Как и все москвичи, царь Иоанн Грозный очень уважал Василия и любил с ним поговорить. Юродивый Василий был чуть ли не единственным человеком, которого даже сам царь побаивался. Святой же ни перед кем не робел: царю, как и всем, говорил только правду. Однажды стоял Иоанн Грозный на службе в храме, но вместо того, чтобы молиться, думал о новом дворце, который ему строили на Воробьёвых горах, прикидывал про себя тихонечко: как дворец получше обустроить да покрасивее украсить.
Закончилась служба, выходит царь из храма, а Василий Блаженный — хвать его за полу кафтана:
— Почему я тебя в храме не видел, государь?!
— Откуда же я иду? – удивился царь.
— Идёшь ты из храма, — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьёвых горах был!
Стыдно стало царю. В очередной раз подивился он прозорливости юродивого, попросил у него прощения и обещал впредь во время молитвы о постороннем не думать.
Святой Василий скончался в 1552 году. Вся Москва — и простой люд, и царь, и бояре — вышли его хоронить. Нищий юродивый был погребён с великой честью. Спустя несколько лет рядом вырос Покровский собор. А могила святого оказалась прямо у его подножия. Люди заметили, что после её посещения многие больные выздоравливали, а те, кто просил святого о помощи в своих бедах, её получали. Всё больше и больше людей стало приходить на это место, а однажды во время такого стечения народа чудесным образом исцелились сразу сто двадцать больных. В честь этого чуда над могилой Василия Блаженного построили пристройку к Покровскому собору — придел святого Василия.
Именно в этом приделе стали проходить каждодневные богослужения. Он был единственным из десяти храмов собора, который отапливался зимой. В остальных же храмах служили только по праздникам. Постепенно народ стал называть весь многоглавый Покровский собор храмом Василия Блаженного. И именно так чаще всего называют его и в наше время.
Легенда о Барме и Постнике.
После постройки Покровского собора родилась легенда о том, что, увидев возведённый храм, царь Иоанн IV вдруг грозно нахмурился. Все испугались: неужели не понравилось государю новое здание? Но оказалось — наоборот. Собор настолько понравился Иоанну, что он страшно испугался, как бы не появилось больше на земле такого же прекрасного сооружения. Легенда гласит, что царь вызвал к себе мастеров-строителей Барму и Постника и потребовал ответа: смогут ли они построить храм лучше этого. «Сможем!» — ответили мастера. Думали они, что получат новую работу и хотели угодить государю. Но, услышав ответ, царь ужасно расстроился и задумал страшное дело: приказал ослепить зoдчих, чтобы никогда и нигде не могли они больше построить ничего красивее Покровского собора.
Вот так царская благодарность! Неужели это было? Нет, не было, и все исторические документы эту легенду опровергают. В 1896 году в тайниках храма была найдена летопись. Из неё мы знаем, что «царь Иоанн пришёл с победы Казанской, и даровал ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма». Летопись отмечает, что были те мастера очень «премудры и удобны для такового чудного дела…» Также найдены были свидетельства о том, что после строительства Покровского собора зодчий Постник Яковлев участвовал в строительстве Кремля в городе Казани. Поэтому выходит, что легенда всё же является вымыслом. Вот и хорошо!
Сегодня для нас главное сокровище — это, конечно, сам Покровский собор. Но были периоды истории, когда это чудесное строение находилось на грани уничтожения! В начале XVII века во времена, которые на Руси получили название «смутных», его разоряли и грабили поляки.
В XVIII столетии храм Василия Блаженного сильно пострадал во время большого городского пожара, и его пришлось долго восстанавливать.
А в 1812 году французские войска дошли до Москвы и император Наполеон разместил в Покровском соборе армейские конюшни. А когда французы покидали город, он в ярости отдал приказ взорвать храм вместе с Кремлём. Москвичи рисковали жизнью, чтобы потушить зажжённые фитили, ведущие к пороховым бочкам. И тут им на помощь пришло само небо: хлынул ливень, намочил фитили и погасил огонь.
После революции 1917 года Покровский собор пришел в совершенный упадок — были выбиты стекла, протекала крыша, вода и ветер разрушали стены и росписи храма. Одно время собор вообще хотели снести, чтобы освободить на Красной площади место для проведения парадов. Но тут поступило очень много протестов и от уважаемых людей всей страны, и от простых москвичей. И хотя большевики религию не уважали и в Бога не верили, но всё-таки не поднялась у них рука на такую красоту — в соборе сделали музей и взяли его под охрану государства как памятник древней архитектуры. Так храм был спасён от разрушения.
Каждый, кто впервые приезжает в Москву, обязательно приходит на Красную площадь — главную площадь нашей страны, чтобы пройтись по знаменитой брусчатке, послушать бой часов на Спасской башне, посетить Исторический музей, прогуляться по галереям ГУМа, одного из самых старинных и больших магазинов Европы. Но сердцем Красной площади уже 450 лет остается, конечно же, Покровский собор — собор Василия Блаженного: удивительное здание, которым по праву гордится наша страна и о котором знает весь мир.