Павильон «Космос» на ВДНХ

Город

В детстве я часто бывал на ВДНХ. Папа любил всякие технические выставки и неизменно брал меня с собой. Не скажу, что мне всегда было интересно. Но я отправлялся в Москву охотно, потому что знал: после двух или трех часов блуждания среди экспонатов какой-нибудь Выставки научно-технического творчества молодежи меня ждет награда — павильон «Космос». А вот сюда я готов был ездить бесконечное количество раз и проводить здесь сколько угодно времени. До сих пор помню острое ощущение необычности, которое охватывало меня каждый раз, когда я оказывался в этом павильоне среди макетов космических аппаратов. Помню острый интерес, с которым рассматривалась каждая новинка. Помню воодушевление, после того как (простояв изрядную очередь) нам удалось ненадолго заглянуть внутрь станции «Салют»… Только в детстве и отрочестве бывают такие незамутненные впечатления.

А потом все изменилось. Из Выставки достижений ВДНХ превратился в гигантскую барахолку. В моем любимом «Космосе» устроили, кажется, автомобильный салон. Не знаю, как восприняли это другие, для меня это было почти кощунством. И хотя мне приходилось изредка бывать в некоторых павильонах ВВЦ по делам, на книжных ярмарках или для покупок, в «Космос» я не заглядывал никогда. Это было выше моих сил… Хоть и не верилось, но ждал, что все вернется на круги своя. Даже после того, как появился специальный Космический музей. Ждал, и вот — «мечты сбываются»! «Космос» снова стал самим собой. Тридцать лет спустя с замирающим сердцем (как в детстве!) я опять оказался в этом павильоне…

Как и положено для подобного рода выставок («Космос» — это ведь не музей!), экспонаты в значительной степени обновились. Из старых моих знакомцев, не осталось, кажется, почти ничего. Разве что эта ракета…

Все стало другим! Но атмосфера старого советского «Космоса» сохранилась неизменной.

Ну что ж, посмотрим, чем нас здесь порадуют.

Макет автоматической космической станции орбитальной разведки «Алмаз-1», разработанной В. Н. Челомеем по заказу МО СССР. Была запущена в апреле 1973 г. Станция была оборудована мощным оптическим телескопом с широкопленочным фотоаппаратом и бортовой проявочной машиной. Наиболее важные снимки отправлялись на Землю по радиоканалу. Менее приоритетные доставлялись в специальных капсулах.

Запас капсул и пленок на станции должен был пополняться транспортными кораблями.

Многоразовый возвращаемый транспортный корабль снабжения (ТКС) пилотируемого ракетно-космического комплекса «Алмаз».Впервые запущен в 1976 г. Всего состоялось 8 успешных полетов. ТКС мог использоваться для доставки космонавтов на орбиту и возвращения их на землю, однако ни разу не летал в пилотируемом режиме. Конечно, ничего подобного в советском «Космосе» не демонстрировали. В ту пору все эти разработки были строго засекречены.

Спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА». Первый запуск в ноябре 2002 г.

Макет хвостовой части орбитального самолета МАКС (Многоразовой аваиционно-космической системы). Разработка этой системы велась с 1984 г. на НПО «Молния». Проект МАКС подразумевал воздушный старт космического аппарата, выведенного в верхние слои атмосферы с помощью самолета. Основная задача ракетоплана — доставка грузов и экипажей на космическую станцию.

Макет комплекса «Мир» в составе модулей «Мир», «Квант-1», «Квант-2». Модуль «Мир» был выведен на орбиту в феврале 1986 г.. Потом к нему были пристыкованы другие модули. Станция эксплуатировалась до 2001 г., после чего была затоплена в Тихом океане.

Можно заглянуть внутрь. И очереди никакой.

Макет (1:20) орбитальной станции «Салют» с пристыкованным «Союзом».

Макет космического аппарата связи «Экспресс-1000». Предназначен для обеспечения цифрового, теле- и радиовещания. Первый запуск в октябре 1994г.

Макет космического аппарата связи «Экспресс — АМ». Запуск первого аппарата — декабрь 2003 г. В настоящий момент используются для трансляции множества телеканалов, широкополосного доступа в Интернет, обеспечения правительственной связи.

Макет автоматической межпланетной станции «Марс-5». Запуск состоялся в июле 1973 г. Благодаря этой АМС были получены качественные цветные снимки марсианской поверхности с разрешением от 100 м до 1 км.

Автоматическая межпланетная станция «Венера-1». Старт состоялся в феврале 1961 г. Но через 5 дней связь со станцией была потеряна.

Макет спускаемого аппарата автоматической межпланетной станции «Венера-7». Запуск состоялся в августе 1970 г. В декабре 1970 г. спускаемый аппарат АМС впервые в мире совершил посадку на поверхности Венеры и в течение 23 минут передавал информацию на Землю.

<

Макет автоматической межпланетной станции «Луна-3», которая в октябре 1959 г. впервые в истории передала снимки обратной стороны Луны.

Макет автоматической межпланетной станции «Луна-9».В феврале 1966 г. станция совершила посадку на поверхность земного спутника и впервые в мире передала телепанораму лунной поверхности.

А вот этого в наше время не было. Завидую нынешним мальчишкам и девчонкам. Вместо сухих табличек — красочные презентации. Информация стала ярче, образнее, доступнее.

Макет стартового комплекса для РН «Союз-2» на космодроме Восточный.

Если понравилось и хочешь больше таки

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий