Первый мост в Москве — Большой Каменный мост. А знали вы, что раньше он был еще масштабнее?

Город

В 17 веке сооружение скорее напоминало улицу, на которой жили и работали люди. Правда, через сто лет мост разрушило наводнение — пришлось восстанавливать. Современный же вид мост приобрел после реконструкции уже в 1938 году.

Большой Каменный мост мог бы стать прекрасным аналогом пражского Карлова моста в Москве, правда, без статуй, если бы уцелел в первоначальном виде. У нас это был самый первый каменный мост через Москву-реку. Другие были простенькие, напоминали плотики. Идея чего-то более монументального зрела давно, и первый Романов — Михаил Федорович — за два года до своей кончины, в 1643 году, пригласил мастера из Страсбурга для разработки детального макета будущего моста. Его одобрили, и даже началось строительство, но было заморожено после ухода правителя.

К этой затее вернулась внучка Романова — царевна Софья, когда вступила на престол. Она была женщиной, случайно оказавшейся у власти, причем в лихую годину, и надеялась лишь на помощь стрельцов, которые располагались как раз на другой стороне реки и, случись что, не могли бы стремительно ее спасти. Поэтому мост был ей стратегически необходим. Она отыскала старый европейский проект, и, вложив бешеные деньги, возобновила строительство. Таким образом, в городе еще появилась поговорка: «Дороже каменного моста».

В 1692 году мост был готов — 170 метров в длину и больше двадцати в ширину. И напоминал он даже больше улицу, ровно как на картине «Всехсвятский каменный мост» Аполлинария Васнецова: с огромной, в несколько ярусов, предмостной башней со стороны Замоскворечья, с несколькими мельницами у воды, с тюрьмой для должников, и весь мост был плотно застроен лавками, амбарами, кабаками. То есть люди на этом мосту жили и работали. И продолжалось это чуть меньше ста лет. В 1783 году случилось мощное наводнение, с бешеным течением реки, и эта стихия разрушила уже не новое сооружение. Генерал-губернатор Москвы в своем отчете о катастрофе императрице Екатерине II, которая руководила государством на тот момент, написал, что, когда мост обрушился, под ним две бабы стирали белье, сидел один рыбак. Их зашибло насмерть.

Позже мост привели в порядок, но сделали его значительно проще и башню разобрали. В 1852 году на одной из первых фотографий Москвы виден тот самый восстановленный мост. После этого его опять перестроили. В советское время в 1938 году он снова претерпел переработку, причем уже с изменением траектории. Если раньше он шел от Кремля к улице Ленивке, то теперь существенно сдвинут. А из раритетов — чугунные перила, в рисунке которых можно разглядеть герб Москвы того времени с нашей советской статуей свободы.

Источник

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий