Красно-бежевый корпус, дверь со ступенями и рожки-ромбики (пантограф) — эту легенду советского транспорта невозможно не узнать. Знаменитые трамваи «Татра-Т2» ходили по Москве больше 50 лет назад, затем модель сняли с производства и заменили более новыми трамваями «Татра-Т3». Однако один вагон сохранился в столице, и в 1999 году его восстановили как музейный экспонат. Теперь он вышел на улицы и прокатил пассажиров по живописным районам.
В день торжественного пуска первого в Москве электрического трамвая, который традиционно отмечается 6 апреля, рассказываем, по какому маршруту проехала «Татра Т2», как ретровагон выглядит внутри, какие достопримечательности Москвы связаны с историей столичного трамвая, а главное — когда у москвичей появится возможность побывать в таком ретропутешествии.
Здравствуй, «Татра»
Знаменитую «Татру-Т2» выпускали с 1955 по 1963 год в Чехословакии. В Москве такие модели появились в 1959-м и сразу стали популярными у пассажиров. Дело в том, что до этого трамваи были с деревянными сиденьями и без отопления, а их передвижение сопровождал громкий стук. «Татра» же привнесла в жизнь столичных пассажиров новые стандарты комфорта.
«“Татра” произвела невероятное впечатление на москвичей. Многие даже пропускали по несколько трамваев своего маршрута, чтобы дождаться новой модели. Лучше стала и работа водителей. Раньше вагоновожатые управляли трамваями стоя, что было весьма утомительно, а в “Татре” у водителя появилось кресло. Кроме того, все высоковольтное оборудование электромашины до этого находилось в кабине, а теперь его перенесли под вагон. Работать стало не только легче, но и безопаснее», — рассказывает Сергей Орлов, водитель-инструктор трамвайного депо имени П.Л. Апакова, коллектив которого на время реконструкции переместился на трамвайно-ремонтный завод.
«Татра-Т2» уникальна и тем, что ее конструкцию адаптировали под столицу: на заводе все вагоны выпускали трехдверными, а для Москвы делали корпус с двумя дверями. Дело в том, что в общественном транспорте города в 1960-е работали кондукторы. Они встречали пассажиров у задней двери, обилечивали и пропускали в салон. А вот выйти из трамвая можно было только через переднюю дверь.
С 1978 года билетная система Москвы изменилась — в салонах стали устанавливать так называемые кассы. Теперь каждый мог зайти в любую дверь и оплатить проезд через специальный аппарат. Работал он просто: монеты попадали в механизм, резиновая лента их прокручивала, и на катушке можно было взять билет.
«Лучший контролер — совесть пассажира, считали в то время. Поэтому “Татры-Т3” стали закупать уже трехдверные. В нашем отреставрированном вагоне № 378 касса тоже есть. Это большое железное устройство с монетоприемником. Стоил проезд в то время всего три копейки», — говорит Сергей Орлов.
Вагон № 378 собрали в 1960 году. Почти 15 лет он прослужил в трамвайном депо имени П.Л. Апакова, выезжая на исторический маршрут А, а также на маршруты № 3 и 39. После списания в 1975-м трамвай долгие годы использовали как склад. В 90-е годы прошлого века вагон восстановили как музейный экспонат, и сегодня его можно увидеть практически в первозданном облике. Путь курносой кабине освещает яркая фара, а в больших панорамных окнах можно наблюдать историю города.
«Внешний вид “Татры” привлекает внимание. Сегодня люди смотрят на нее с восхищением. Этот вагон можно по праву назвать символом Москвы», — отмечает собеседник mos.ru.
Линейка, конка и первый электротрамвай
До появления «Татры» столичный транспорт прошел долгий путь. Первыми в 1847 году в Москве появились линейные конные экипажи, иначе — линейки. У них не было крыши, а визуально они напоминали телеги. Такой транспорт использовали в Москве больше 20 лет. Все изменилось в 1872 году, когда в Петровском парке (сегодня это окрестности станции метро «Динамо») прошла Политехническая выставка.
«В то время это место было пригородом, поэтому гостям нужно было как-то туда добраться. Тогда по городу проложили однопутные рельсы, а по ним запустили конный трамвай — конку. Вагон конки был небольшим, его тащили по рельсам две лошади. В отличие от линейки, конный трамвай мог похвастаться крышей и вмещал почти 40 пассажиров», — рассказывает Андрей Клюев, экскурсовод Музея Москвы.
В 1880-е годы в Москве появились новые вагоны конки: внутри их разделяла глухая стена на места первого и второго класса. Отличие было в том, что первый класс отапливался, а билет, соответственно, стоил дороже. Самые дешевые места располагались на крыше, куда вела винтовая лестница. Там могли проехать те, кто не боится дождя, ветра и вообще плохой погоды.
В то время конка была единственным рельсовым видом городского транспорта. Для обслуживания вагонов и ухода за лошадьми в Миуссах, на Лесной улице, строят депо. По мере увеличения числа маршрутов появилась необходимость в систематизации их номеров. Линейные маршруты стали обозначать числами, а кольцевые — буквами. Со временем буквенные обозначения вошли в московский фольклор. Так появилась, например, всем известная «Аннушка» — ласковое обозначение маршрута А. Трамваи под буквой Б стали звать «Букашкой», а В — «Верочкой».
Конка перевозила москвичей в течение трех десятилетий, пока в апреле 1899-го не появился первый электротрамвай. Со временем его модели менялись, но неизменными оставались две вещи — токоприемник (пантограф и полупантограф) и легкое скольжение по рельсам.