Романтика переулков и тихий стук старинных колес: куда ведет маршрут ретротрамвая «Татра-Т2»

Город
Сколько стоил проезд в общественном транспорте 60 лет назад, зачем трамваю касса и о чем говорят переулки Лефортова — в материале mos.ru.

Красно-бежевый корпус, дверь со ступенями и рожки-ромбики (пантограф) — эту легенду советского транспорта невозможно не узнать. Знаменитые трамваи «Татра-Т2» ходили по Москве больше 50 лет назад, затем модель сняли с производства и заменили более новыми трамваями «Татра-Т3». Однако один вагон сохранился в столице, и в 1999 году его восстановили как музейный экспонат. Теперь он вышел на улицы и прокатил пассажиров по живописным районам.

В день торжественного пуска первого в Москве электрического трамвая, который традиционно отмечается 6 апреля, рассказываем, по какому маршруту проехала «Татра Т2», как ретровагон выглядит внутри, какие достопримечательности Москвы связаны с историей столичного трамвая, а главное — когда у москвичей появится возможность побывать в таком ретропутешествии.

Здравствуй, «Татра»

Знаменитую «Татру-Т2» выпускали с 1955 по 1963 год в Чехословакии. В Москве такие модели появились в 1959-м и сразу стали популярными у пассажиров. Дело в том, что до этого трамваи были с деревянными сиденьями и без отопления, а их передвижение сопровождал громкий стук. «Татра» же привнесла в жизнь столичных пассажиров новые стандарты комфорта.

Сергей Орлов. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«“Татра” произвела невероятное впечатление на москвичей. Многие даже пропускали по несколько трамваев своего маршрута, чтобы дождаться новой модели. Лучше стала и работа водителей. Раньше вагоновожатые управляли трамваями стоя, что было весьма утомительно, а в “Татре” у водителя появилось кресло. Кроме того, все высоковольтное оборудование электромашины до этого находилось в кабине, а теперь его перенесли под вагон. Работать стало не только легче, но и безопаснее», — рассказывает Сергей Орлов, водитель-инструктор трамвайного депо имени П.Л. Апакова, коллектив которого на время реконструкции переместился на трамвайно-ремонтный завод.

«Татра-Т2» уникальна и тем, что ее конструкцию адаптировали под столицу: на заводе все вагоны выпускали трехдверными, а для Москвы делали корпус с двумя дверями. Дело в том, что в общественном транспорте города в 1960-е работали кондукторы. Они встречали пассажиров у задней двери, обилечивали и пропускали в салон. А вот выйти из трамвая можно было только через переднюю дверь.

С 1978 года билетная система Москвы изменилась — в салонах стали устанавливать так называемые кассы. Теперь каждый мог зайти в любую дверь и оплатить проезд через специальный аппарат. Работал он просто: монеты попадали в механизм, резиновая лента их прокручивала, и на катушке можно было взять билет.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Лучший контролер — совесть пассажира, считали в то время. Поэтому “Татры-Т3” стали закупать уже трехдверные. В нашем отреставрированном вагоне № 378 касса тоже есть. Это большое железное устройство с монетоприемником. Стоил проезд в то время всего три копейки», — говорит Сергей Орлов.

Вагон № 378 собрали в 1960 году. Почти 15 лет он прослужил в трамвайном депо имени П.Л. Апакова, выезжая на исторический маршрут А, а также на маршруты № 3 и 39. После списания в 1975-м трамвай долгие годы использовали как склад. В 90-е годы прошлого века вагон восстановили как музейный экспонат, и сегодня его можно увидеть практически в первозданном облике. Путь курносой кабине освещает яркая фара, а в больших панорамных окнах можно наблюдать историю города.

«Внешний вид “Татры” привлекает внимание. Сегодня люди смотрят на нее с восхищением. Этот вагон можно по праву назвать символом Москвы», — отмечает собеседник mos.ru.

Линейка, конка и первый электротрамвай

До появления «Татры» столичный транспорт прошел долгий путь. Первыми в 1847 году в Москве появились линейные конные экипажи, иначе — линейки. У них не было крыши, а визуально они напоминали телеги. Такой транспорт использовали в Москве больше 20 лет. Все изменилось в 1872 году, когда в Петровском парке (сегодня это окрестности станции метро «Динамо») прошла Политехническая выставка.

Андрей Клюев. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«В то время это место было пригородом, поэтому гостям нужно было как-то туда добраться. Тогда по городу проложили однопутные рельсы, а по ним запустили конный трамвай — конку. Вагон конки был небольшим, его тащили по рельсам две лошади. В отличие от линейки, конный трамвай мог похвастаться крышей и вмещал почти 40 пассажиров», — рассказывает Андрей Клюев, экскурсовод Музея Москвы.

В 1880-е годы в Москве появились новые вагоны конки: внутри их разделяла глухая стена на места первого и второго класса. Отличие было в том, что первый класс отапливался, а билет, соответственно, стоил дороже. Самые дешевые места располагались на крыше, куда вела винтовая лестница. Там могли проехать те, кто не боится дождя, ветра и вообще плохой погоды.

Вагон конки с империалом на улице Покровке (на дальнем плане — церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, в настоящее время утрачена). Конец XIX века. Главархив Москвы

В то время конка была единственным рельсовым видом городского транспорта. Для обслуживания вагонов и ухода за лошадьми в Миуссах, на Лесной улице, строят депо. По мере увеличения числа маршрутов появилась необходимость в систематизации их номеров. Линейные маршруты стали обозначать числами, а кольцевые — буквами. Со временем буквенные обозначения вошли в московский фольклор. Так появилась, например, всем известная «Аннушка» — ласковое обозначение маршрута А. Трамваи под буквой Б стали звать «Букашкой», а В — «Верочкой».

Конка перевозила москвичей в течение трех десятилетий, пока в апреле 1899-го не появился первый электротрамвай. Со временем его модели менялись, но неизменными оставались две вещи — токоприемник (пантограф и полупантограф) и легкое скольжение по рельсам.

Романтика переулков и тихий стук старинных колес: куда ведет маршрут ретротрамвая «Татра-Т2»

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий