На этом месте до начала 20 века стоял старинный Вознесенский монастырь. Ветхие постройки снесли и к 1907 году выстроили роскошный теремок — подворье Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Братия, приезжавшая в Москву, останавливалась тут. Остальные помещения сдавались.
Изразцы на фасаде. Лики святых, диковинные птицы, причудливые растения — вся эта разноцветная керамическая красота была выполнена в абрамцевских мастерских самого Саввы Мамонтова.
У входа в один из подъездов на полу — дореволюционная реклама. Купец Сазонов, занимавшийся напольным покрытием и терракотовым паркетом, сделал полы в Саввинском подворье и вмонтировал в одну из плиток свою визитку.
Над аркой, ведущей во внутренний двор, сделан киот — место для надвратной иконы. После революции святыню заменили иконой по-советски. Слева крестьянин, справа рабочий, сверху герб, а в центре — место для фото (возможно, какого-нибудь партийного деятеля).
Стёкла фальконье — многогранники, похожие на соты. Их можно увидеть в арочной стене. Этим стеклянным кирпичам уже более 100 лет. Они плохо пропускают звук и тепло и дают рассеянный свет.
Внутренний двор Саввинского подворья — настоящее архитектурное сокровище. Тут и ренессанс, и барокко, и псевдорусский стиль, и даже модерн! Разглядывать можно бесконечно.
Кстати, в Саввинском подворье целых два внутренних двора и оба — колодцы, что для Москвы редкость.
Второй двор известен тем, что помещения тут снимал папа русского кинематографа Александр Ханжонков. Прямо во дворе он устроил съёмочный павильон, где создавал первые немые фильмы.
В 1938 году (во время расширения Тверской) Саввинское подворье передвинули вглубь улицы. Дом срезали с фундамента, поставили на рельсы и с помощью домкратов откатили на 50 метров. Делали это без отселения жильцов.
Кстати, дом с удивительной историей до сих пор жилой! На одном из сайтов можно найти предложение о продаже квартиры: 134 кв. м за 85 миллионов рублей.