Новый музей, посвященный истории проституции, в конце марта открылся в Москве. Создатель проекта – художник и коллекционер Валерий Переверзев, известный по столичному Музею пыток и Музею пьянства, открыл экспозицию в туалете, потому что «здесь проституции самое место». Противников у музея было немало – от арбатских бабушек до депутата Госдумы Виталия Милонова. Как устроен «туалет раздора», и почему музей вызывает отвращение, а не фантазии, узнали корреспонденты РИАМО.
«Сортирное» искусство
У входа в музей нет таблички и указателей. Найти его можно по адресу – улица Арбат, дом 25/36, напротив «Синего троллейбуса». Вход по звонку, оплата почасовая – 50 рублей вход, с экскурсией – 100 рублей. На входе проверяют паспорт, так как музей 18+.
Внутри – никакой эстетики фильма «Красотка» или романтики в духе квартала красных фонарей, так что те, кто придут пофантазировать на эту тему, будут разочарованы.
Экспозиция размещена в туалете, так как это принципиальное отношение автора музея к проституции.
Внутри музей очень тесный – три маленькие комнаты представляют собой целостную инсталляцию в духе скандально известного «Туалета» Ильи Кабакова.
Все экспонаты для музея собирал сам Валерий Переверзев. По его словам, экспозицию нужно воспринимать как целостный объект.
Камерное помещение с тусклым красным светом сразу создает неприятное ощущение.
«Это сортирное искусство, ведь проституция – это грязь», — объясняет создатель музея.
«В тренде турки и американцы» — сваха из Подмосковья о том, за кого нужно выходить замуж>>
«Кукольная шаурма»
На экскурсии рассказывают об истории проституции и о том, что это негативное явление существовало всегда, но отношение к нему было разное. Среди экспонатов – одежда куртизанки 18 века, книги, картины, пояса верности и пр.
Один из главных экспонатов музея – половая тряпка в раме.
«Я музейщик, поэтому создаю художественные образы, а люди сами понимают, что это значит», — объясняет Переверзев.
Еще один шокирующий экспонат – кукольная «шаурма», которая была создана Валерием для международного кукольного салона на Тишинке. Экспонат крутится на вертеле под арабскую музыку.
Впрочем, куклы присутствуют во всей экспозиции музея – то они сломанные валяются в ящике, то сидят полураздетые. По словам экскурсовода, куклы – это сломанные судьбы девушек.
Основная экспозиция – три маленьких помещения, объединенные туалетной темой. В одном из них стоит красный унитаз с железным поясом верности наверху и картинками из «Интердевочки» и других фильмов на тему проституции.
Другая комната выглядит так, как будто в ней только что оказывали услуги – разбросанные чулки и трусы, подушка на полу.
Собутыльник на час и кот для переезда – что сдают в аренду в Москве>>
Медицинский билет
Еще один интересный экспонат – медицинский билет 1889 года, который до 1930 года полиция выдавала проституткам. По словам экскурсовода музея Ольги Козловой, раньше за здоровьем проституток хорошо следили, так как они контактировали с большим кругом людей.
«В нашей стране тогда существовали специальные кабинеты, где в любое время по требованию полицейского проститутка должна была пройти осмотр», — рассказывают в музее.
Медосмотр проводился не реже одного раза в три месяца, добавляет экскурсовод. Также полиция регулярно проверяла жилище проститутки и следила за ее внешним видом.
На экскурсии можно также узнать о проституции в советское время, о том, как менялось отношение к проституткам, и как обстоит ситуация сейчас.
На экскурсии посетителям музея свое мнение об экспонатах никто не навязывает. По словам Валерия, это тренд, чтобы зритель сам объяснил, что он увидел в той или иной работе художника.
«Еще до открытия музея многие стали думать, что я чуть ли не бордель открываю на Арбате и девочек собираюсь предлагать, хотя смысл проекта прямо противоположный», — объясняет Переверзев.
По его словам, свое недовольство музеем высказали и православные активисты, и жители Арбата.
Как отмечает Валерий Переверзев, музей истории проституции – это провокация и риск, но он оправдан, потому что об этой теме нужно говорить.