Жемчужины архитектурного стиля Москвы

Город

Русские и зарубежные архитекторы, работавшие в столице в разное время, вносили в ее облик что-то новое, а самые смелые эксперименты пришлись на эпоху модерна, то есть на конец XIX – начало XX века. Переосмысливая старые течения, архитекторы тех лет свободно соединяли их элементы – тогда в Москве на фасадах новых домов и поселилось множество фантастических созданий. Рассказываем, где их отыскать.

«Фасад-зоосад» для доходного дома

Одно из самых заселенных подобными существами зданий –– дом страхового общества «Россия». Дом был построен в 1902 году по проекту Николая Проскурнина. Для крупнейшей в Российской империи страховой компании он же спроектировал доходный комплекс на Лубянской площади, впоследствии перестроенный и известный ныне как здание органов госбезопасности, а также доходный дом в Риге.

Адрес: Сретенский б-р, д. 6/1

Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех

Чтобы полюбоваться еще одним знаменитым «домом-зверинцем», достаточно дойти до Чистых прудов, здесь стоит «кружевное» бирюзово-белое здание – бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех.

Здание построили в 1909 году по проекту Льва Кравецкого, а за оформление отвечала художественная артель «Мурава» –– объединение учеников Строгановского училища. Терракотовые барельефы создавались по эскизам художника Сергея Вашкова –– ученика Виктора Васнецова и одного из мастеров московского модерна.

Дом Петра Перцова

Художники артели «Мурава» причастны к созданию еще одного необыкновенного московского дома –– красного терема с майоликой на узнаваемых треугольных фронтонах. Это здание в неорусском стиле было построено в 1907 году по заказу инженера путей сообщения и крупного мецената Петра Перцова. Он объявил конкурс на лучший проект доходного дома в русском стиле, предназначенного в первую очередь для творческой интеллигенции.

В итоге премию в размере 800 рублей выиграл Аполлинарий Васнецов, но будущему хозяину дома больше понравилась работа, занявшая второе место, – проект Сергея Малютина. Здание в стиле русский ампир, придуманное им, не совсем соответствовало условиям конкурса, и Перцов планировал переработать проект, но идеальный вариант нашелся среди черновых конкурсных эскизов художника.

Малютин собственноручно проработал все детали будущего здания, в том числе рисунки для наружной майолики. На этих панно, которые и выполнили мастера керамической мозаики из артели «Мурава», изображены герои русских сказок и легенд – птица Сирин, лиса и заяц, щуки и змеи, бык, борющийся с медведем, и многие другие.

Оцените статью
ВАО Москва
Добавить комментарий