В подборку входит семь зданий.
На городском портале появилась подборка архитектурных памятников столицы в стиле конструктивизма. Она стала второй в цикле «Архитектурные стили Москвы». Представленные творения советских архитекторов созданы на рубеже 1920–1930-х годов и имеют яркие особенности: несмотря на монолитность, здания выглядят легкими за счет строгой геометрии форм. Посетители сайта могут увидеть фотографии столичных строений в стиле конструктивизма, а также прочесть информацию о них.
Культурный центр ЗИЛ
Дворец культуры завода имени И.А. Лихачева имел в своем составе библиотеку, кинозал и обсерваторию. Сегодня здесь располагается Культурный центр ЗИЛ.
По задумке архитекторов братьев Весниных комплекс должен был состоять из нескольких зданий, но отдельное строение для театра так и не было возведено. Дом имеет свободную планировку, опорные столбы вместо стен, ленточное остекление и плоскую крышу. На ней находится обсерватория с раздвижным металлическим куполом, которая принимает посетителей до сих пор.
Шуховская башня
Шуховская башня стала одним из самых известных архитектурных примеров конструктивизма. По легенде, инженер Владимир Шухов спроектировал необычную конструкцию башни-ретранслятора по образу корзины для бумаг. В свое время сооружение даже выдержало столкновение с небольшим почтовым самолетом и не пострадало. Сейчас доступ к башне ограничен, но ее можно рассмотреть с улицы Шухова.
Фото М. Денисова. Mos.ru
Дом Наркомфина
Дом Наркомфина задумывался как жилье переходного типа: от старого принципа расселения к совместному быту. Здание было возведено в 1928–1930 годах архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом. Дом спроектировали так, чтобы его жители чувствовали общность и проводили все свободное время на территории комплекса: вместе обедали, отдыхали, воспитывали детей. При этом квартиры задумывались подчеркнуто маленькими, чтобы у жильцов не было повода вести мещанский образ жизни. Именно это в конечном счете и привело к тому, что дом потерял популярность. Сейчас сюда можно попасть, если записаться на экскурсию.
Дом-мастерская Константина Мельникова
Архитектор Константин Мельников спроектировал это здание так, чтобы жилое пространство семьи гармонично сочеталось с мастерской. Результатом стали два встроенных друг в друга цилиндра с многочисленными шестиугольными окнами. На первом этаже разместилась кухня, на втором — гостиная, а на последнем — мастерская с террасой. С 2014 года дом работает как музей: увидеть инновационные решения Константина Мельникова изнутри можно, побывав на экскурсии (проходят по предварительной записи).
Фото М. Денисова. Mos.ru
«Хлебозавод»
Главное здание арт-кластера, расположившегося сегодня на территории бывшего промышленного предприятия, — уникальное сооружение эпохи авангарда, так называемый хлебозавод-автомат. Инженер Георгий Марсаков разработал его в 1920-е годы. Главной особенностью конструкции стал кольцевой конвейер, который позволял оптимизировать производство хлеба. Именно благодаря ему здание имеет цилиндрическую форму. Всего Георгий Марсаков создал шесть подобных объектов в Москве, однако лишь один из них получил вторую жизнь в новом столетии.
Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Дом на набережной
Жилой комплекс построили в 1931 году по проекту архитектора Бориса Иофана. Дом на набережной стал архитектурным отражением жизненного идеала эпохи коммунизма. Несмотря на высокий статус жильцов дома (здание строилось для партийной элиты), он должен был стать коммунальным пространством. В доме открыли самый большой в СССР на тот момент кинотеатр «Ударник», а также библиотеку, универмаг и клуб. Сейчас здание по-прежнему жилое, на первом этаже работает мемориал, напоминающий о трагической истории дома: в сталинскую эпоху многие его жильцы были репрессированы.
Фото М. Денисова. Mos.ru
Еврейский музей и центр толерантности
Это здание создавалось как гараж и являлось частью архитектурного комплекса Бахметьевского автобусного парка. В 1926 году архитектор Константин Мельников специально провел эксперимент с 30 грузовиками и автобусами, чтобы создать идеальную схему движения транспорта внутри постройки.
Под одной крышей также располагались административные помещения и авторемонтные мастерские. Все четыре фасада получились разными. Самый известный — торцевой фасад с семью въездными воротами обращен на улицу Образцова, здесь и расположен вход в Еврейский музей и центр толерантности.